10.jpg

Глянула недавно хваленный проект «Великие украинцы» и просто обалдела, поскольку не ожидала от мудрого Савика такого неприкрытого примитива. Хотя, впрочем, итог закономерен. Украинское телевидение — кривое зеркало нашего общества — никак не может определиться между Лобановским и Хмельницким. Между мячом и мечом.Особо поразило меня, что знаменитый украинский писатель Олесь Гончар не попал даже в тридцатку выдающихся украинцев. Эх, видать наши нынешние соплеменники в школе «прошли» мимо его талантливых «Прапороносцев»! Правда, в свое время, будучи студенткой филфака, я насчитала с десяток их идеологических редакций. Но Брянский, Шура Ясногородская, Хома Хаецкий — это поистине народные образы, вышедшие из-под пера нашего великого земляка. Ведь Гончара, учившегося в харьковском универе, смело можно считать таковым. Отсюда он в 1941-м уходил добровольцем в студбат, здесь целых два года мучился в концлагере на Холодной Горе. Остается лишь гадать, почему кавалер орденов Славы, Красной Звезды и трех медалей «За отвагу» в 1946 году закончил не харьковский, а днепропетровский университет. Впрочем, это вопрос для историков. На который не ответили даже авторы документального фильма об Олесе Терентьевиче «Собор», намедни прошедшего на УТ-1.
Не искусство, но искусственность по «ящику» особенно видна сейчас, в разгар весны, когда организм думающего зрителя истощен недостатком витаминов, питающих, в том числе, и «серую массу». Особенно в этом контексте раздражают почему-то харьковские каналы. Может, потому что «варяжские» передачи от северного соседа явно диссонируют по качеству с местными. Например, на минувшей неделе «Симон» в рейтинговое время транслировал сагу о «Порше-911» от российской «Задней передачи». Хотя, как по мне, в эти двадцатиминутки куда лучше смотрелся бы местный «Бардачок» с актуальными историями о выживании «запоров», «москвичей» и «копеек» на убитых харьковских дорогах.

Мужик на лошади долго катался и под конец совсем измотался, не удержался на лошади и упал.
— Да, знал бы, где упасть, соломой выстелил бы дно, — сказал мужик.
— Да и поели б заодно… — сказала лошадь.


А вот «Фора» на правильном пути, построив сетку своего вещания сугубо на слобожанском материале. На днях чисто из любопытства отсмотрела свежий проект журналистов АТН «Несекретные материалы». Честно говоря, от вездесущих репортеров ожидала большего. Как построение сюжетов, так и подача материала пока еще отдают протокольным официозом, хотя в отдельных эпизодах уже слышна простая человеческая речь. Искренне хотелось бы пожелать создателям «Материалов» прогресса в их благом начинании, поскольку передач, подобных «Свидетелю» на НТН и «Критической точке» на «Украине», на харьковских «кнопках» ныне нет.
А на «Форе» в прайм-тайм хотелось бы побольше прямого эфира интерактивных передач на харьковскую тематику, поскольку по вечерам тошно давиться киевско-московским гламуром по «центровому» ТВ. Ведь возвратившимся с работы харьковчанам интересно не только послушать, к примеру, «Майдан свободы», но и высказаться в прямом эфире по поводу увиденного, услышанного и пережитого. К тому же это, несомненно, лишь прибавит рейтинга «Форе». Да и чем, скажите, она хуже той же «Украины» с «Дуэлью», близнецом соловьевской «К барьеру»?
В отличие от большинства харьковских коммерческих каналов, наш местный госканал за славой не гонится. Я имею в виду ОТБ, который уже пару лет к ряду стабильно лидирует своим «лица необщим выраженьем» по части толкового наполнения телеэфира качественным продуктом. И вдобавок поразительная объективность! Ну где еще в один день с разницей в три часа можно увидеть художественную киноленту «Ленин в 1918 году» и «Губернские зарисовки»? В последних речь шла о важном для области событии: 85-летии Лозовского района — по итогам минувшего урожая, главнейшей житнице Харьковщины. Самое интересное, что сюжеты, сработанные на «часе» по классическим канонам кондового советского ТВ, смотрелись на одном дыхании. А все потому, что их героями были не некоторые депутаты облсовета, изображающие народ, а простые люди. Труженики, благодаря которым хлеб у нас, жителей мегаполиса, был, есть и будет. А если б у облгосадминистрации получилось поднять с колен отечественного сахаропроизводителя, поставленного в позу нищего предыдущим Кабмином, то вообще была бы красота!
Порадовала, но не более, быстрая реакция программы PRO & Contra на решение городской власти об отмене решения про установку памятного знака воинам УПА. Ведущий пригласил в студию депутата горсовета Сергея Тимченко и председателя областного Руха Анатолия Семенченко. Первый говорил о своевременности вышеупомянутого решения, называя памятный знак «конфликтным камнем». Его оппонент недоумевал по поводу того, что шестнадцать лет на памятный знак, установленный, кстати, к 50-летию создания УПА, городские власти не обращали внимания, а сейчас вдруг выяснилось, что он установлен не по правилам. При этом каждый приводил в свою пользу всяческие аргументы, но речь Тимченко была более грамотной и динамичной. А что касается собственно памятного знака, то, как я поняла, он останется на месте ибо «решение об отмене решения» не подразумевает его снос.
Помнится, не так давно «Спектрум» (Р1) показывал 6–7 сюжетов на самые разные темы, взятые, как говорится, с потолка. Но все равно было интересно. Сейчас такого нет. Вот и в последнем «Спектруме» авторы отвели аж 15 минут предстоящей встрече выпускников ХНУ, приуроченной к 200-летию первого выпуска. Был коротенький экскурс в историю, синхрон ректора, а потом длинное интервью с координатором проекта «Ассоциация выпускников» Викторией Кругловой. Она справедливо заметила, что если бы не университет, то Харьков не стал бы тем городом, каковым он сейчас является. Хотя вместо нее это должны были сделать журналисты в сюжете. Заодно они могли бы подробно объяснить, почему своим нынешним статусом Харьков обязан именно открытию в нем университета. Ну а в целом, несмотря на чистейшую украинскую речь гостьи, пятнадцатиминутка получилась какой-то вымученной. Оно и понятно. Всегда трудно делать качественный телевизионный материал о событии, которое произойдет только на следующий день

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»