5.jpg

При такой жаре, которая установилась в городе, выходов может быть два — или сидеть за рабочим компьютером в бочке с холодной водой, или бросить все и мчаться на природу. Но — увы. Оба варианта почти неосуществимы. И вовсе не по тому, что работать в бочке неудобно, а бросить все — жаба давит. Тут вырисовываются совсем другие обстоятельства…

Всю землю в бетон закатаем

Скоро окрестности города будут напоминать побережье полуострова Крым. Благодаря количеству частных владений. В бывшей всесоюзной здравнице можно на каждом шагу наткнуться на глухой забор, огораживающий кусок земли, еще недавно являющейся общественным достоянием. У нас такие заборы стоят через шаг. И в черте города, и в области. Самое обидное даже не в том, что народ лишают привычных мест отдыха. Вопрос стоит гораздо острее, потому как уничтожаются зачастую уникальные растения и животные. Так, председатель Совета экологической группы «Печенеги» Сергей Шапаренко сообщил, что в национальном парке «Гомольшанские леса» (Змиевской р-н Харьковской обл.), в селе Задонецкое, возле усадьбы на ул. Курортной частное строительство привело к уничтожению растений, занесенных в Красную книгу Украины, что нанесло ущерб государству в размере около 5 млн грн. По его словам, подготовка к строительным работам на участке в «Гомольшанских лесах» началась 30 апреля 2008 г. Участок возле усадьбы был засыпан землей, на нем находились строительный вагончик и стройматериалы. В результате растения, которые сохраняются только в заповедниках, погибли. Комиссия, созданная национальным парком, подсчитала количество уничтоженных редких растений — в общей сложности более 150 тысяч.
От редакции. Как сообщил журналистам Сергей Шапоренко, изъятие земель природно-заповедного фонда возможно только в том случае, если территория утратила свою природную ценность. Экогруппа «Печенеги» обратилась в прокуратуру Харьковской области с просьбой разобраться, на каком основании ведется строительство. Очевидно, отныне разбирательство с застройкой рекреационных зон — удел прокуратуры всех уровней.

Подвыпивший муж приходит под утро домой.
— Где ты был?! Я всю
ночь не сомкнула глаз! — набрасывается на него жена.
Муж устало:
— А ты думаешь, я спал?..

Не нырять и не глотать!

Если путь в тенистые леса перекрывает забор из колючей проволоки, то ворота на городские пляжи широко распахнулись еще неделю назад. Тогда начальник инспекции по благоустройству Юрий Коваленко разрешил отдых на шести городских пляжах. Однако спустя совсем короткое время выяснилось, что четыре из них все же непригодны для купания. По словам главного санитарного врача Харькова Татьяны Колпаковой, в Основянском, Новобаварском и части Журавлевского водохранилища пробы воды оказались неудовлетворительными, а в Петренковском найден опасный вирус. Главный санитарный врач города Татьяна Колпакова утверждает: на этих пляжах нет спасательных станций, медпунктов и не проводилась подсыпка песка. «Береговая зона плохо готовилась. Не было покоса травы и камыша, естественно, там на сегодняшний день с учетом внешней температуры бактериологические показатели быстрее вышли из нормативных, чем в остальных местах, где были приняты определенные меры», — возмутилась она.
От редакции. Надо сказать, что после упрека городской СЭС (тел. 733-25-02) инспекция по благоустройству города при горсовете (тел 731-26-42) за ответом в карман не полезла и сообщила, что контроль качества воды в ее компетенцию не входит. И «добро» они дали, ориентируясь на свои нормативы и показатели. «То, что касается качества воды, ее влияния на человека, на желудочно-кишечный тракт, особенно детей, это, к сожалению, не вопросы благоустройства города Харькова, здесь мы не можем контролировать. Это является обязанностью и функцией городской санитарно-эпидемиологической станции», — заявил журналистам заместитель начальника инспекции по благоустройству Сергей Долженков. Нет, ну все, конечно, понятно. Но харьковчане в тонкости взаимоотношений городских служб не вникали и вникать не хотят. Поэтому активно ринулись на то ли открытые, то ли закрытые пляжи. Теперь осталось выяснить, кто будет отвечать, если кого-то из отдыхающих прохватит расстройство желудка или нападет кожная хворь. Очень хочется надеяться, что не больница скорой и неотложной помощи.

Гонки на тарифах

Чтобы отдохнуть на городском пляже, туда нужно добраться. В скором времени поездка на городском транспорте станет заметно дороже. Исполком Харьковского горсовета 16 июля на своем заседании утвердил новый тариф на проезд в городском наземном электротранспорте (трамвае и троллейбусе) в размере 75 коп. за одну поездку. Как сообщил журналистам директор Департамента экономики и коммунального имущества Михаил Фатеев, новый тариф на проезд в харьковском городском наземном электротранспорте начнет действовать ориентировочно с 27 июля.
По словам Михаила Фатеева, старый тариф не пересматривался восемь лет, а за это время минимальная зарплата выросла в шесть раз, возросли тарифы на электроэнергию и услуги. По его словам, нынешний тариф (40 коп.) убыточен, может привести к остановке предприятия и ставит под угрозу пассажирские перевозки в Харькове. Михаил Фатеев также сообщил, что согласно расчетам специалистов ХКП «Горэлектротранс» и Харьковского горсовета, минимальный размер тарифа должен составлять 1 грн, однако для социальной защиты населения разницу (в 25 коп.) планируют возмещать из бюджета города. Он также сообщил, что около 70% размера нового тарифа составляют расходы на выплату зарплаты сотрудникам «Горэлектротранса», 16,5% — электроэнергия и расходные материалы. Кроме того, в новом тарифе заложены расходы на приобретение новой техники. Отмечено, что новый тариф включает и зарплату для необходимого количества кондукторов «Горэлектротранса» (на сегодня штат сокращен на 167 человек, осталось 654 кондуктора).
От редакции. Надо сказать, что харьковский тариф в 40 коп. на перевозку пассажиров в городском наземном электротранспорте самый низкий в Украине. В Киеве и Полтаве он составляет 50 коп., Сумах — 60 коп., Николаеве — 75 коп., Виннице — 90 коп., Днепропетровске, Запорожье, Евпатории — 1 грн. Но тем харьковчанам, которые считают каждую копейку, от этого не легче. Департамент экономики и коммунального имущества (тел. 730-72-04) обещает, что 26 категорий пассажиров будут, как и раньше, иметь право на бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах. Бесплатно будут ездить пенсионеры по возрасту, дети до 7 лет, инвалиды и сопровождающие их люди, дети-сироты, дети войны и целый ряд других категорий, которые определяются законодательными актами Украины. Однако здесь возникает очередная проблема. Затраты на перевозку льготников должно брать на себя государство. Однако и при тарифе в 40 копеек госбюджет не очень-то был щедр. Так, в 2007 году компенсация за льготный контингент составила только 40% от необходимой суммы (из 45 млн грн было компенсировано 18,9 млн грн). В этом году процент компенсированных средств остался на том же уровне. Нужно продолжать логический ряд?

Почем мусор?

Повышение стоимости проезда — не единственный «сюрприз», который ждет харьковчан в области тарифов. Мы уже писали о том, что сейчас пересчитываются тарифы на теплоснабжение, горячую воду, водоотведение и водоснабжение в Харькове. Уже известно, что увеличится и тариф на вывоз мусора. Объяснение повышению — почти слово в слово, как в предыдущем случае. Старый тариф установили в ноябре 2005‑го, говорит Михаил Фатеев. С того времени в 1,8 раз повысилась минимальная зарплата и стоимость топлива материалов.
От редакции. Можно ли найти хорошую новость, когда речь идет о вывозе мусора? Можно. Городские власти обещали тариф на вывоз ТБО для населения не повышать, а тариф на вывоз жидких бытовых отходов и вовсе уменьшить: с 111,49 грн до 49,8 грн за куб. м. Как говорил один оптимист из анекдота, глядя на кладбищенские кресты: «Все-таки плюсики есть. Много плюсиков»
Инга ПАЮТОВА, для «Пятницы»