tv_10.jpg

Отсматривая некоторые передачи, поражаешься, что постулат «каши маслом не испортишь» на ТВ порой дает обратный эффект.
И страдают от этого, увы, все: от центровой до самой что ни на есть провинциальной «кнопки». Правда, на ведущих каналах страны этот изъян куда зримей.

Взять, к примеру, Первый национальный. Несмотря на шикарное (по нашим региональным меркам) финансирование и впечатляющее техническое оснащение, УТ-1 этим летом нельзя сравнить даже с захудалым областным ТВ. В эфир выходят хоть и актуальные, но такие слабые и примитивные передачи, что просто диву даешься. Особенно что касается военной тематики. И за это вдвойне обидно, поскольку Первый всегда имеет «на подхвате» Центральную телестудию Министерства обороны с богатейшим материалом. К сожалению, в период летних отпусков телевизионщики ленивы настолько, что зачастую им недосуг нормально отследить то, что идет в эфир.

Муж спросонья:
— Дорогая, выключи телевизор.
— Не могу, милый, мы же в кинотеатре.


Не так давно УТ-1 крутанул иноземный документальный фильм «Боевой план», где действия британцев и американцев в Ираке рассматривались через призму военных операций союзников в Африке в период Второй мировой. Ни дня в армии не служившая, я, тем не менее, в институтские годы детально проштудировала академический труд американских историков «Вторая мировая война» и смею утверждать, что не нашла в нем подобных аналогий даже в подтексте. К тому же сравнивать немецкую и иракскую армии просто глупо, даже если янки и применяли на Ближнем Востоке старую тактику.
О своих родных служивых главная «кнопка» страны не забывает. Однако порой вспоминает о них настолько некачественно, что просто диву даешься. В «Границе государства» вышел «дежурный» ролик, приуроченный к очередному выпуску из Хмельницкой государственной академии пограничной службы. Против ожиданий, снят он в лучших традициях домашнего видео: довольно посредственная съемка и откровенно слабая текстовка.
Откровенно плох и «Пресс-анонс», в котором из недели в неделю обозреваются одни и те же столичные издания. Понятное дело, что продвинутому киевлянину необходимо знать, о чем пишут «Фокус» и «Корреспондент», но другой постоянный зритель, житель Зачепиловки, хочет услышать о чем-то новом в своей округе. И также, кстати, имеет полное право. Досадно, но сделать ему приятное государственный канал №1 не хочет, хотя по вертикали власти это возможно проще простого: надо всего лишь обязать многочисленные пресс-службы разнокалиберных госадминистраций раз в неделю предоставлять для подобной программы районные, городские и областные газеты.
Кстати, о птичках: на Харьковщине по сей день ни на одном из каналов не существует подобного проекта. А зря! Вместо этого простому слобожанскому телезрителю предлагают все что угодно. В том числе и официоз по образу и подобию глубоко застойных времен. Так, недавно на «Симоне» я посмотрела передачу
«Г. Кирпа. Дорога государственного значения». И была поражена, как можно угробить откровенным примитивом такую богатую тематику. Ведь личность покойного министра транспорта настолько интересна, что рассказывать о ней однобоко, как о «дорогом Леониде Ильиче» — это откровенная халтура. На мой взгляд, если бы ее создатели отошли от принципов кондового соцреализма и рассказали о Георгии Кирпе как о человеке с достоинствами и недостатками, простыми, а не казенными фразами, то их программа смотрелась бы на одном дыхании даже политическими оппонентами главного героя.
Гораздо большего хочется и от ведущего программы «Знак качества» на «Интере». В одном из последних выпусков вечно молодой Константин Грубич интересно рассказал и детально показал, как делаются сухарики. Но в ходе технологического процесса почему-то не стал особо распространяться по поводу последних опытов украинских биологов. Помните эти знаменитые новостийные кадры с отощавшими лабораторными крысками, которых кормили только сухариками да чипсами? Впрочем, в передачах о сгущенке и варениках Костя по части определения качества был просто великолепен, что наводит на мысль о грядущих увлекательных выпусках, посвященных курятине и колбасе.
Без пищи духовной тоже не жизнь. Стыдно, но количество передач на харьковском ТВ, где качественно освещается эта тематика, сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. Одна из них — «Первая столица», выходящая на «Симоне». Когда-то я буквально фанатела от нее, но нынче далеко не в восторге. Ведь многое из того, что крутят этим летом, показывали в былые времена. Спору нет, старые сюжеты давно стали классикой, однако для творческого роста необходимы свежие темы: жизнь не стоит на месте. Из нового проекта пока что отметить нечего, поскольку ролики о строительных организациях лично у меня слабо ассоциируются с творческим потенциалом Константина Кеворкяна и его команды. Немного парадоксально, но мое ощущение от просмотра «Первой столицы» примерно такое же, как от «Бандитского Петербурга» — его уже в который раз транслирует ICTV. И то, и другое сделано по-настоящему классно, однако уже видено-перевидено, выучено наизусть и посему приедается.
Конечно, нормальный бюджет программы не по карману ни одному харьковскому телеканалу. Но ведь снять захватывающие кадры можно и в наших краях! Недавно ОТБ побаловал поразительной передачей ХОДТРК «Скифия»,  рассказав о династии влюбленных в небо людей. В Николаевском аэроклубе «Икар», продолжая дело отца, Олег и Дмитрий Филоненко готовят летчиков и парашютистов. Об уровне подготовки лучше всего свидетельствует то, что более четырех лет клуб обучает не только любителей, но и пилотов Военно-воздушных сил. Отличная съемка, хорошая текстовка — и в итоге простенький сюжет смотрится с интересом. Хотя после его просмотра остается осадок. Недавно на аэродроме в Коротиче проходил целый ряд соревнований по классическому парашютизму. В том числе и Кубок Украины. Куцыми новостийными трехминутками по этому поводу отметились практически все харьковские каналы, но вот полноценного, пусть даже совсем небольшого, сюжета я так и не увидела. А раньше, помнится, местные акулы микрофона и объектива были куда активней: и летали, и с парашютом прыгали, и снимали, и рассказывали. Увы, но теперь им до всего этого, как до неба

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»