11.jpg

Эта грустная строка из классики неотвязно лезет в мою голову после того, как с Первого Национального исчезла одна из лучших отечественных авторских телепередач — «В гостях у Дмитрия Гордона».

Правда, пропала она с главной «кнопки» страны еще весной, но поскольку и на исходе лета ее появление в большом эфире не предвидится, то при всем моем неоднозначном отношении к личности Дмитрия Гордона хочется выразить свое искреннее «фе» руководству Национальной телекомпании Украины.
Впрочем, мой слабый голосок вряд ли будет услышан чиновниками от ТВ, проявившими поразительную глухоту к публичному протесту Евгения Евтушенко, Леонида Кравчука, Виталия Коротича, Владимира Литвина, Ады Роговцевой, Нестора Шуфрича, Эдуарда Лимонова и еще целого ряда знаменитостей. Ведь Гордона «ушли» с УТ-1 по сути за русский язык, на котором разговаривали гости передачи, а это, как выразился в «Бульваре Гордона» директор института археологии АН Украины Петр Толочко, «диагноз… нашей свободе и демократии». Более категорично высказался нардеп Тарас Чорновил, считающий, что «государственные чиновники продемонстрировали «нацдебилизм». Увы, цитируя Леонида Макаровича, «маємо що маємо». К счастью, изгнанный с Первого автор не ушел в подполье, а благополучно перебрался на телеканал «Киев», где в конце июля подарил зрителю встречи с Евгением Евтушенко, Татьяной Самойловой, Вилли Токаревым и Михаилом Ульяновым. Думаю, что вскоре мы увидим Гордона и на центральных каналах. На тех, где об истинной культуре можно пока еще говорить на разных языках.

Жена все время жаловалась, что мы все время сидим перед телевизором и уже давно не были в дорогом месте... Вчера свозил ее на бензозаправку.

А вот УТ-1 от твердолобой редакционной (читай — реакционной) политики своего руководства только пострадало. В этом легко убедиться, отсмотрев пару-тройку авторских передач, идущих ныне на Первом, в эфире которого этим летом царит поразительная убогость. 90% его телепродукта не взяли бы даже на второразрядные провинциальные каналы. Хотя, конечно, случаются редкие исключения. Например такие, как одна из последних программ «Знайдемо вихід», речь в которой шла о том, как ушлые девки бессовестно охотятся за квартирами пенсионеров, зачастую обрекая стариков на бомжевание по задворкам жизни. Одного из таких бедняг, 73-летнего Георгия Герасименко, пригласили в студию. Его горькая история поражает: дабы рассчитаться с долгами за лечение, старик связался с риелторами в надежде выгодно продать свою квартиру, но попал на «черного» маклера. А далее все оказалось просто до безобразия: «свой» нотариус, отсутствие очков, впопыхах подписанный договор. Теперь пожилой человек, погрязнув в судебных тяжбах, боится выходить из дому, чтобы не лишиться жилища. И держит наготове топор — свой последний аргумент против «захватчиков». На справедливое правосудие гражданин Герасименко не надеется: «Сейчас судья как хочет, так и делает».
Досталось отечественной Фемиде и от приглашенного на передачу нардепа Юрия Мирошниченко, заметившего, что «суды сегодня — это источник опасности при решении конституционных прав граждан». А кроме него, выход из сложившейся ситуации искали еще немало именитых гостей: адвокат Татьяна Монтян, правозащитник Эдуард Багиров, представители МВД и Уполномоченного по правам человека. Говорили они много и хорошо, вот только панацеи от квартирных аферистов так и не нашли. Впрочем, наивно ждать от часовой телепрограммы того, что до сих пор не может разработать отечественный законодатель — эффективного закона, противодействующего жилищным аферам.
Что же касается глобальной украинизации отечественного ТВ, в жертву которой принесли любимое телевизионное детище Дмитрия Гордона, то порой по этой части случаются вопиющие перегибы и впечатляющие «ляпы». Особенно показательны в этом плане «Плюсы». Намедни глянула на «1+1» американскую комедию «Зять». Так себе киношка, на троечку — до «хорошо» и «отлично» ее не смог дотянуть даже перевод на украинский язык, над которым поработала целая группа специалистов. Ближе к концу в одном из диалогов резануло слух чисто площадное: «Гондон штопаный!» Если учесть, что это кинцо транслировали в выходной с полудня до двух дня, то совершенно непонятно, куда смотрят чиновники от культуры и прочие «високі професіонали», пекущиеся об общественной нравственности. И как такое могли пропустить в эфир телеканала, позиционирующего себя как «дважды первый»?! Вместе со мной «Зятя» смотрела моя соседка баба Катя со своей восьмилетней внучкой-«почемучкой». «Бабушка, а что это такое?» — после невинного детского вопроса пожилая женщина, прошедшая и Крым, и Рим, чуть не сгорела со стыда. Хотя краснеть надо было не ей, а тому, кто запустил на голубой экран откровенную пошлость. И вдобавок безграмотную, поскольку в украинском языке слова «штопаный» нет, есть «зашитий».
В остальном же сетка вещания упомянутого канала этим летом также оставляет желать лучшего. На фоне классных новостийных выпусков особенно отчетливо видно убожество примитивного «мыла» вроде «Свахи», «Кто в доме хозяин?», «Папа на все руки» — последнее не вытягивает и неплохая актерская игра Анатолия Журавлева. Конечно, среди 20 (!) сериалов, которыми «1+1» потчует ныне своего зрителя, не все настолько плохие — есть и из года в год возвращающийся «Мухтар», и «Широка река», и «Сонька Золотая Ручка», которую даже по второму кругу смотришь с удовольствием: во многом благодаря игре талантливой российской актрисы Анастасии Микульчиной, которой на днях исполнилось всего лишь двадцать пять. Кстати, это ее актерский дебют; и сразу у маститого Виктора Мережко, безуспешно перепробовавшего на роль Соньки 71 актрису и уже было помышлявшего о закрытии проекта. Но в итоге режиссер благополучно нашел лицо своей саги, чего не скажешь о «Плюсах». Ведь вместо иного бездарного «мыла» канал мог бы забить эфир качественной документалкой, которой за годы своего существования породил в изобилии. Лично я с удовольствием глянула бы и былые «Без табу», и «Війну: український рахунок», и «Подвійний доказ», в котором, кроме эпатажного Корчинского есть еще и умница Борсюк. Увы, но, судя по всему, в обозримом будущем моим мечтам сбыться не суждено. Поэтому все чаще мой палец на пульте нажимает на кнопку СТБ, которое, в отличие от «1+1», в этом межсезонье ограничилось лишь тремя сериалами, предпочитая им повторы качественных документальных проектов. Большинство из них уже видены-перевидены, но в условиях летнего дефицита автор­ских проектов на других каналах идут на «ура». А заодно являются лучшим показателем продуманной редакционной политики: ведь лучшее, как известно, враг хорошего, да и все гениальное — просто

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»