12.jpg

В канун грядущей борьбы за электорат и финансовых вливаний в ТВ такой расклад, ясное дело, крайне невыгоден всем без исключения отечественным каналам. За сим они в преддверии выборов пытаются по максимуму присадить нас с вами на свою волну.

Взять хотя бы «1+1», который наряду с крайне неоднозначным шоу Анны Безулик «100% Украина» уже не первый год транслирует «Самого умного». Этот проект, полюбившийся миллионам украинцев, поднял и продолжает поднимать рейтинг «Плюсов». Правда, в этом сезоне создатели увлекательного зрелища расширили рамки программы: теперь в ней могут посостязаться в живости ума и взрослые. Хотя вопросы, предлагаемые дядям и тетям, а также формат «Самого умного» сильно смахивает на известную телеразвлекуху «Умнее ли ты пятиклассника?» — последнюю в свое время крутили российское ТВ и наш «Новый канал». Впрочем, все они, на мой взгляд, куда лучше гламурного «застеколья» «Дом-2», уже порядком подзадолбавшего Россию. Сейчас его демонстрирует украинский ТЕТ. Моя соседка баба Катя на Ксюшу Собчак и К0 реагирует уже похлеще, чем Ленин на буржуазию. Примерно так же она относится и к «Званому ужину» на СТБ. Задумка гастрономического шоу, конечно, неплоха, но постоянно показывать украинским домохозяйкам эпатажного Дмитрия Коляденко, круто «зазвездившегося» после расставания с Ириной Билык, это, пожалуй, слишком! А уж тем более слушать его речи. Правда, чисто по-женски, от него тоже есть польза: глядя на шоумена, я поняла, за что Билык «уволила» его из своей жизни. И даже чуток пожалела ее, как баба бабу.

Ползут по пустыне две змеи. Одна говорит:
— Смотри, Василь Иваныч, — верблюд! Давай над ним приколемся!
— Хватит, Петька... Над Хоттабычем уже прикололись...

Но вот кого жалко больше всего, так это детишек, состязавшихся между собой в отборочных конкурсах на детское «Евровидение-2008». Их показал Первый национальный. Помнится, еще Сухомлинский сказал о том, что состязательный элемент для ребенка, участвующего в творческих мероприятиях, недопустим, поскольку травмирует детскую психику. Увы, но сейчас философия подобных проектов по сути ничем не отличается от профессионального бокса: «Победа любой ценой!» Ведь излишне говорить о том, насколько продажен украинский шоу-биз. И детский — не исключение. А в итоге сотни искалеченных с малолетства неудачей и развращенных славой душ. Нет, все-таки «Самый умный», где ребятня соревнуется в игре ума, — это, с точки зрения морали и психологии, максимально допустимая граница дозволенного.
Что же до взрослых забав под музыку, то здесь нет предела совершенству. А что касается джаза, то, наверное, и не может быть. Удостоверилась в этом лишний раз, с удовольствием глянув по «7 каналу» классную передачу Елены Григорьевой «КультУРА!», в которой на высоком профессиональном уровне шла речь о джазовом фестивале в Коктебеле. Каждый из сюжетов просто супер — сразу видно, что автор и ведущая, как говорят телевизионщики, «в теме». Плюс грамотная текстовка. В результате «КультУРА!» вот уже который год имеет широкую аудиторию постоянных зрителей. К тому же, в ней нет никакой политики, кроме авторской, а значит программа в условиях перманентных выборов просто обречена на успех и популярность.
«5 канал» пошел другим путем. Политику он перемежает проектами вроде «Драйва», «Арсенала», «Блюдо от шефа» и др. В этом ряду наименее исследована телекритиками передача «482. История украинского бизнеса». Но если внимательно всмотреться в нее, то и там политики предостаточно. В одной из последних речь шла о фармацевтическом рынке Украины. Его общий объем 2,5 млрд баксов, а пилюльки делают 140 фармпредприятий. И все равно лекарств не хватает. А вот во времена СССР в «великом могучем» было всего лишь 80 фармацевтических заводов, и их продукция не только 15 республикам, но и половине мира здоровье поправляла. После подобной статистики мои мозговые извилины волей-неволей заностальгировали по советским временам. Даже ролик о новой политике развития гиганта украинской фармации «Дарница» не впечатлил. Словом, странно, что на самой прозападной «кнопке» страны упомянули в политическом контексте о Советском Союзе. Правда, подобная ностальгия не удивительна — для того чтобы ею не страдать, надо для начала создать на порядок стабильней прежней. Ну им хотя бы, на худой конец, превзойти советских киноклассиков. Это я к ретроспективе художественных фильмов на УТ-1, посвященной киевской киностудии им. Довженко. Недавно получила жуткое удовольствие от «Олексы Довбуша», где засветился совсем еще юный Олег Борисов, блестяще сыграв роль второго плана. Шикарные съемки, добротная актерская игра, изумительные народные костюмы, обилие гуцульских песен — эх, могли ведь раньше! А теперь… Теперь, в условиях, когда можно все, «довженковцы» не могут разродится ничем путёвей «Богдана Хмельницкого», о качестве которого писать попросту неприлично. Кстати, это не единственный парадокс. Советский «Довбуш» — русскоязычный фильм, но смотрится на одном дыхании. Может быть, потому, что его тематика не утратила актуальности и по сей день.
«Украина» также крутит ретро, но сравнительно свежее — «Ледниковый период», где российские звезды фигурного катания, кино и эстрады лихо отплясывают на коньках. По первому разу это шоу идет по классу «люкс», но в повторе быстро прискучивает. Правда, оно все же лучше, чем одиозная шустериада.
Залихватски раскручивается сюжет и в «Танцую для тебя» на «1+1». Номера конкурирующих пар стали более профессиональными. Дошло дело до твиста и хавынагилы. Однако интриги пока что, увы, сильнее искусства. Искренне болела за Яну Клочкову, тем не менее вынуждена признать, что сменив тренера, она больше потеряла, чем приобрела. И в итоге выбыла из соревнования.
А вот кто уж крутится вовсю, так это «волчок» в «Что? Где? Когда?» на Первом национальном. И знатоки, чей уровень в этом сезоне заметно возрос. Особо порадовал меня харьковчанин Александр Голиков, один из сильнейших харьковских «чечекашников». Он с ходу взял сложный вопрос касаемо любви в испанском «фруктовом» исполнении, процитировав Лорку насчет апельсинов и лимонов. Оказывается, оранжевое сочное чудо на Пиренеях — символ самого прекрасного человеческого чувства. К своему стыду, я этого не знала. Но это не беда — гораздо хуже, что украинские политики об этом забыли. А может, и не знали, ведь, судя по междуусобным дрязгам, любовь к ближнему для них неведома. Да и разбираются они в ней примерно как свиньи в апельсинах

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»