11.jpg

Рядовой телеман — консерватор в хорошем смысле этого слова. Ведь какими новыми проектами его ни искушай, он, как правило, остается верен испытанным эфиром программам. А качественный телепродукт можно скармливать зрителю бессчетное количество раз.
Поняв это, некоторые отечественные каналы весьма успешно поддерживают свой рейтинг за счет классных передач российского производства, адаптированных к показу на украинском ТВ. Пожалуй, самый яркий пример в этом плане — СТБ, на котором не первый год мы любуемся Кожуховым и Каневским: живыми классиками среди ведущих. Первый со своей командой исколесил вдоль и поперек все континенты. Однако кризиса жанра у меткого на слово и остроглазого Михаила не наблюдается. Ну, казалось бы, что нового можно поведать о Рио-де-Жанейро? А он не только сказал, но и показал. В сюжет о знаменитой Копакабане Кожухов включил пассаж о культе красоты человеческого тела, подчеркнув, что она, с точки зрения бразильцев, куда важнее банковского счета ее обладателя. Маленький штрих — и в рассказе о городе мечты Остапа Бендера заиграли новые цвета. А далее в «Вокруг света» крутанули ролик Андрея Панкратова о Монголии, где красок и экзотики было хоть отбавляй. Тугрики, базар, соревнования борцов и лучников — и в итоге вместо унылых пустынно-степных пейзажей сплошная романтика. До которой, кстати, харьковским телевизионщикам еще пахать и пахать, поскольку идею Кожухова они не в силах реализовать даже на примитивном уровне: для начала хотя бы показать нам с вами уголки слобожанской глухомани, куда еще не успели добраться местные нувориши. А то ведь через годик может статься, что съемочной группе кроме таблички «Внимание, частная собственность!» снимать нечего будет.

Надпись в видеопрокате:
«Извините, но у нас нет ЭТОГО кина про ТОГО чувака, который еще играл в ТОМ кине!»

Не спешат региональные кнопки клонировать и другую, не менее популярную программу, транслируемую по СТБ. «Следствие вели...» повествует о громких уголовных делах советской эпохи и «лихих девяностых». Шикарные съемки, комментарии непосредственных участников процессов, грамотная текстовка, умение держать интригу — все это вместе с харизмой ведущего делает проект классикой ТВ. Увы, но Харькову, похоже, хватает современников. «Обратный отсчет» на «7 канале», «Несекретные материалы» на «Форе», «Наша милиция» на А?/?ТВК — все это, конечно, злободневно, но не более того. К тому же с колокольни телекритика не выдерживает никакой критики: протокольного слога в них больше, чем нормального человеческого языка. А так хочется порой не «Легенды бандитской Одессы» по НТН глянуть, а что-то свое, родное: о дореволюционных притонах на Гиевке и Конторской, о финансовых махинациях тогдашних денежных тузов и пр. Увы, но нынче подобная ретроспектива редка даже для знатоков старины из «Первой столицы». По?моему зря, ведь чем больше на голубом экране исторических аналогий, тем легче разобраться в ребусах современных реалий.
А что касается харьковских культурно-исторических программ, то о них в ближайшем будущем у нас с вами состоится отдельный, подробный и, думается, небезынтересный разговор.
Впрочем, есть на СТБ и украинские захватывающие проекты вроде «Правил жизни». В одном из недавних речь шла о том, как правильно ориентироваться в колбасных обрезках. Сиречь в колбасах — от дешевой ливерки до элитной сырокопченой. Интересно, что создатели «Правил» помянули и о наших палестинах, показав сюжет о том, как простая харьковская семья траванулась зельцем, купленным в одной из торговых точек на рынке ХТЗ. Конечно, история эта с «бородой»: в эфире прозвучало, что предприниматель, державший упомянутый ларек, уже закрыл лавочку. Однако для зрителя время ЧП — мелочи, поскольку главная беда — выпуск стремных колбас — приобрела масштабы национального бедствия. Разница между ДСТУ и ТУУ, лабораторный анализ колбаски на предмет наличия в ней настоящего мяса — вот что людей интересует. В итоге моя соседка баба Катя была просто шокирована качеством давно любимой ею «Докторской». А я, глядя на праведное негодование «пересичного» зрителя, лишний раз убедилась, что передача удалась.
Растет интерес телеманов и к мистике, что характерно для смутных времен. Это также обширная, отдельная тема, ждущая своего часа. Пока же лишь о том, чем удивляет СТБ: «Необъяснимо, но факт», «Параллельный мир» и «Битва экстрасенсов». Все эти программы отличает прежде всего высокий профессиональный уровень. В первую очередь — ведущих, искренне верящих в необъяснимое. Сергей Дружко из российского «Необъяснимого» поначалу скептически относился к потустороннему миру, поверив в него лишь после того как пережил клиническую смерть. А его украинский коллега Валерий Сараула из «Параллельного» проекта больше удивляется людям с яркой харизмой и очевидному невероятному в простых вещах, нежели полтергейстам. В итоге эти два непохожие друг на друга шоумена прекрасно смотрятся на одной кнопке. И их часто конкурирующие сюжеты всегда интересно смотреть.
При подобной грамотно построенной редакционной политике канал всегда в выигрыше.
Ведь собственно политика на нем строго дозирована. Даже в новостийных выпусках «Окон». То, что не вошло в них, остается, как правило, «За окнами» — есть такой добротный авторский проект, транслируемый вечером по понедельникам. Его тематика разнообразна: от бродячих в окрестностях киевского «птичьего» рынка кошечек и собачек, поедаемых бомжами, до пикантных подробностей из жизни олигархов. Короче говоря, посмотрите при случае — не пожалеете, ведь такой «винегрет» в построении передачи способствует ее усвоению в целом.
Обнадеживает, что подобный метод не чужд и «Городскому дозору» на ОТБ. В минувшие выходные с удовольствием глянула его дайджест. Критический сюжет о торговом центре на Салтовке и тема об отсутствии отопления в квартирах жителей Алексеевки перемежались рассказами о грибах и культуре общения. За сим хочется верить, что городские дозорные, научившись дозировать в эфире харьковскую политику, сумеют обличить ее даже в малом. Так давно и с нетерпением жду от них хотя бы двухминутный ролик о том, сколько интересного можно найти в мусорных баках возле «хатынок», где обитает харьковская элита, живущая, как известно, на одну зарплату. Хорошо бы при этом проинтервьюировать тамошних бичей, прекрасно знающих, кто, что и когда выбрасывает. Кстати, в продвинутой Европе подобный прием в ходу у ведущих телевизионщиков, когда они хотят показать народу аппетиты власти. И «черным» пиаром, а тем паче вмешательством в частную жизнь это не считается.
Впрочем, не мне, теоретику, учить практиков, на ходу подметки рвущих. Вон и Шустер на «Украине» шустро перестроился. В минувшую пятницу, начав с финансового кризиса, он закончил байкерами. В поисках креатива и «Интер». В последней «Свободе» появилась пара ведущих-профи. Наверное, потому, что состав шоу оказался настолько сильным: любой «одноразовый» шоумен-политик не смог бы качественно провести его. Ющенко, Тимошенко, Янукович — попробуй удержи таких политических тяжеловесов в рамках отведенного им времени! Правда, несмотря на все старания телевизионщиков, соблюсти регламент им не удалось. Участники проекта буквально подавили ведущих своей безапелляционностью, не умолкая по поводу и без. В итоге получилась очередная VIP?говорильня, пусть даже с запредельным рейтингом. После которой сразу же запустили «Народный суд». Наверное, в утешение тем, кто в очередной раз не дождался от наших вождей если не «золотых» слов, то хотя бы намека на справедливость

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»