Призрак бродит по эфиру. Призрак очередных внеочередных парламентских выборов. Одних он пугает, других радует, а третьих кормит. Впрочем, заядлым телеманам из него кашу не сварить — в унылую пору большинству думающих зрителей хочется пищи духовной.

Никакого феномена здесь нет — это естественная защитная реакция человеческой психики на массированную промывку мозгов грязными пиар-технологиями. Которые здорово нагадили даже элитным политическим проектам иных каналов. Взять хотя бы «Интер» с его поистине наполеоновскими планами насчет «Свободы». Если первые пару передач еще смотрелись, то последнюю не спас и «терминатор» Юрий Луценко. За словом-то он в карман никогда не лазил, но редкий любитель ток-шоу досмотрел программу до конца. Просто противно было смотреть на холеных державных мужей в дорогих прикидах, изгалявшихся над 18 «квадратами» днепропетровской квартиры премьер-министра! Можно подумать, что все они живут в общагах на одну зарплату и ходят во вьетнамском ширпотребе. Чем пустой говорильней в студии заниматься, лучше бы в Раде закон о прогрессивном налоге с богатых приняли! Меж тем публика делает из услышанного свои выводы. Так, с недавних пор моя соседка баба Катя вместо «шустерии» переключилась на ICTV, где идут «Украинцы афигенные». В минувшую субботу глянула их и я, получив лошадиную дозу здорового смеха от пародии на Савика — сюжета о «Свободе снова». «Верной дорогой идете, товарищи!» — так и хочется в эти ноябрьские дни процитировать вождя мирового пролетариата. Хотя, по большому счету, не все в эфирной сетке ICTV способно приковать зрительское внимание к голубому экрану. Крутанули намедни «Место встречи изменить нельзя» — хорошо. А вот разрекламированная даже в харьковском метро премьера сериала «Смерть шпионам» в одном ряду с «В августе 44-го» и близко не стоит. Что с удовольствием смотрится на канале уже который год, так это «Квартирный вопрос» с Натальей Мальцевой — неизменно добротный проект российских телевизионщиков. В последней передаче повезло одной скромной семье — ей отгрохали шикарную кухню в французском стиле.

— Алло! Телевиденье? Это программа «Задницей к деревне»?
— Нет, это программа «Лицом к городу»!
— Ну а к деревне-то чем?

Возвращаясь к «Интеру», стоит заметить, что на нем по-прежнему высок рейтинг «Жди меня». Искренние человеческие чувства и переживания всегда притягательны. А если они помножены на возможности нынешнего ТВ, то от телика просто не оторваться. Даже если   ситуация уже сто раз повторялась. К примеру, сколько историй было о том, как после войны немецкая девушка полюбила советского солдата, ждет от него ребеночка, а служивому дали приказ на восток. Но в каждом конкретном случае создатели передачи уходят от изъеденных молью журналистских штампов, рассказывая по-новому неповторимую и уникальную историю отношений между двумя людьми. Поэтому, когда они находят друг друга, все (и участники шоу, и зрители) искренне благодарны творческому коллективу. Недавно спасибо от всей души сказали на камеру аж восемь человек. Пожилая немка и две ее внучки обрели родню на Западной Украине — именно там нынче живут вдова и четверо детей покойного старшины, от которого у фрау 62 года назад родился сын. «Пусть приезжает — посидим», — сказала с теплотой в голосе об иностранке законная супруга героя истории, кроша в миску салат. Мы с моей соседкой при этом расплакались. Вот что делает с людьми истинное телеискусство!
Зримо улучшились в этом плане и «Невероятные истории любви» на СТБ. Лучше стали текстовка и режиссура сюжетов. Из недавних особенно запомнился рассказ о российской артистке Светлане Пермяковой, больше известной зрителю по КВН: помните Светку-пэтэушницу с «Чупа-Чупсом»? К несчастью, получилось так, что сценический образ надолго прилип к Светлане, мешая обрести ей счастье в личной жизни. Она уже было почти разуверилась в сильном поле. Но недавно благополучно (а главное — счастливо) вышла замуж. Вроде бы не ахти какой случай, но благодаря классному монологу героини, высокопрофессиональным съемкам и умелому монтажу, уходить от экрана не хотелось.
Отрадно, что и харьковские кнопки в последнее время начали баловать хорошими передачами на разнообразную тематику. «Симон» в «На здоровье!» затронул вечную дилемму: что лучше — вегетарианство или мясоедение. Ясное дело, что каждый в данном случае выбирает для себя. Однако авторы передачи взяли по поводу «за» и «против» столько квалифицированных комментариев, что просто диву даешься! Определиться было и из кого, и из чего.
Спасибо и «Форе» — за интересных людей в ее эфире. Гостем одного из «Отражений» стал Дмитрий Башук, президент Лиги украинских клубов интеллектуальных игр. Отрадно, что он читает «Пятницу» — по ходу передачи Дмитрий упомянул один из недавних телеобзоров, где шла речь о том, что харьковские телеканалы не горят желанием освещать игры наших «чегекашников». Оказывается еще и потому, что для этого нужно добро от владельцев авторских прав на «Что? Где? Когда?». Но почему слобожанские кнопки не хотят транслировать другие игры ума — хотя бы «Эрудит-квартет», являющийся чисто харьковским изобретением? Думается, вопрос этот упирается не только в проплату эфира, но прежде всего в то, что у местных медиамагнатов нет особого желания. Видно, в молодости они играли в иные игры.
А «Майдан Свободы» порадовал и в прямом эфире, и в повторе дискуссией украинских писателей о современной украинской литературе. Борис Гуменюк, Дмитрий Лазуткин, Сергей Жадан — выслушала их мнения с превеликим удовольствием. А еще удивилась, узнав, что сейчас, в эпоху чистогана, оказывается, не проблема напечататься в солидном издательстве «человеку с улицы» — был бы талант. Ну а дискуссия в студии насчет уместности русского мата в украинской литературе оказалась просто потрясающей. Против была лишь патриотически настроенная поэтесса. Которую за ее позицию, что в Украине никогда не было матерщины, мужчины — мастера красного слова — просто заклевали. «Языковая среда меняется», — констатировал Жадан. «Литература должна быть всякой», — дипломатически попробовал найти «золотую середину» доцент ХНУ Зубков. Под занавес я услышала, что отечественный читатель, истосковавшийся по русскому ненормативу, недавно буквально смел с полок специализированные энциклопедические издания на буквы «Х» и «П». И почему-то вспомнила классика соцреализма Фадеева, утверждавшего, что если автор «перднул» в первой главе, то весь роман вонять будет

Ганна СИДОРЕНКО, для «Пятницы»