9.jpg

Несколько лет подряд картинка во дворе моего дома в районе ХТЗ не менялась. Пьяные гости чьей-нибудь свадьбы пытались спрятать между гаражами сопротивляющуюся невесту. Из зала бывшей столовой, гордо именуемого теперь «кафе», разливались децибелы веселенькой музыки, а тамада хриплым голосом призывала народ поучаствовать в конкурсе.
И вдруг все прекратилось.

Не встретишь в подъезде заблудившихся гостей, перепутавших дом с туалетом, не взрываются под окнами фейерверки, осыпая пеплом белье на балконах. «Что поделаешь, кризис», — вздыхают работники кафе.
Экономический кризис портит аппетит харьковчанам. И отражается это в первую очередь на заведениях общепита. Все меньше желающих отметить семейный праздник с размахом в ресторане или кафетерии. Да и просто пообедать в ближайшей от работы харчевне приходит все меньше посетителей. Люди предпочитают захватить из дома бутерброд или ограничиться булочкой из ближайшего хлебного киоска. Ведь цены во многих кафешках поднялись. Так, популярная американская сеть быстрого питания подняла цены на самые «ходовые» бутерброды на 50 копеек — 1 гривню. Подорожали и все салаты.

В связи с финансовым кризисом свет в конце туннеля будет отключен в целях экономии электроэнергии.

В Харькове кризис пока не привел к закрытию заведений общественного питания. Начальник управления потребительского рынка Андрей Проскурин уверяет — у престижных ресторанов сеть своей клиентуры, которая не экономит на еде. Те же, кто конкуренции не выдерживает, а постоянных клиентов не наработал, попадают под теорию Дарвина — выживает сильнейший.
Пример подает заграница. Например, в Латвии, после закрытия нескольких популярных ресторанов, кризис заставил работников общепита снижать цены. Те, кто остался на плаву, перестраивают свою кухню на экономичный режим. В Испании даже умудрились открыть ресторан, где за один евро можно получить обед.
По мнению экспертов, в условиях кризиса выживут именно такие доступные ресторанчики. Кризис может стать толчком к появлению новых сетей фаст-фудов.
И произойдет это отчасти потому, что потребители начнут экономить. И те, кто еще вчера предпочитал бизнес — ланчи и обеды в офис, сегодня довольствуются пирожком и чашкой чая.
Кстати, рост цен в общепите эксперты прогнозируют на новогодние и посленовогодние дни. Сейчас многие рестораторы дер­жат цены за счет стратегических запасов продуктов в холодильных камерах. Хватит этих запасов еще максимум на месяц. А потом придется «перекалькулировать» все меню. С учетом роста коммунальных платежей, доллара и цен на продукты питания.
Именно поставка и реализация продуктов питания в условиях кризиса останется самой стабильной отраслью. Ведь отказаться можно от многого, но не от еды. Хотя выиграют скорее не поставщики лобстеров и красной икры, а те, кто производит и реализует продукты недорогие. Ведь кризис заставляет экономить. А значит, куда выгоднее купить не разрекламированный продукт, а тот, который подешевле.
Экономия заставит выбирать и место потребления этих самых продуктов. Если в прошлом году практически каждая фирма и компания резервировала залы в ресторанах и клубах для корпоративного празднования Нового года, то в этом году эту статью расходов предприятия сократили. Праздник в офисе, под шутки доморощенных массовиков-затейников, по мнению экспертов, сменит уже привычные банкеты с профессиональными артистами.
Так же считают убытки в харьковских агентствах, которые занимались «поставкой звезд на корпоративы». Из-за финансового кризиса многие компании отменяют свои мероприятия, заказчики стараются меньше тратить. Потому артисты уменьшают свои гонорары, чтобы не остаться на бобах. Гонорары надеются поднять в новогодние две недели. Но пока это только надежды. Продюсеры относятся к этому скептически. Даже в новогоднюю ночь придется работать за умеренные расценки, предполагает один из них.
Хотя артисты настроены оптимистично — все равно новогодняя накрутка будет, так что праздничных концертов никто не отменяет.
В том, что с приходом новогодних праздников будет возможность поднять цены, уверены и харьковские рестораторы. Но наращивать прибыль и расширяться компании даже не мечтают. Кризис затормозил проекты по открытию новых заведений. Ведь новые кафе открывали в основном в кредит. А работать с банками стало в последнее время сложно.
Не уверены рестораторы и в том, что сама новогодняя ночь позволит существенно поднять прибыли. Если в прошлом году в конце ноября в Харькове были забронированы практически половина всех заведений общепита, то в этом году бронью может похвастаться тридцать процентов всех ресторанов и клубов.
Так что новогодняя программа у многих будет практически «советской» — салат оливье домашнего приготовления и концерт по телевизору. А самым популярным тостом станет пожелание — чтобы ваши финансы не пели романсы

Иванка МЕДЕНЦИЙ, для «Пятницы»