Любая цивилизация, обнаруживая вокруг себя новые предметы и явления, вынуждена облекать их в слова. Примерно так обстоит и с датами. В этом году Украина впервые отмечает День памяти жертв ДТП, а в парламенте наконец принят закон о новых штрафах для нарушителей. Значит, на всех уровнях опомнились — проблема есть. Только зачем было ждать, пока на Полтавском Шляхе насмерть собьют шестерых?

Отмечать День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий еще в 1993 году придумал британский благотворительный фонд, помогавший жертвам ДТП. А в 2005 году Генеральная ассамблея ООН призвала все страны поминать всех, кто погиб на дороге, и назвала день — третье воскресенье ноября. Другое дело, что характер и концепция этой даты на западе, видимо, выглядит по-другому. Там действительно чтят память — и на этом все, ведь для тех, кто пока передвигается по дорогам целый и невредимый, действительно многое делается в плане безопасности. У нас же эта новая дата — повод спросить с властей, а главное — друг с друга. И ответов иногда лучше не слышать.

Высшая степень наивности — переходя дорогу с односторонним движением, не посмотреть
в противоположную сторону…

Начинается обычно с мелочей. Удручающие или утешительные статистические цифры, конечно, дают какое-то представление о ситуации. Но лучше просто выйти и выехать на наши дороги. К примеру, улица Героев Труда. В ее начале, возле перехода от трамвайной остановки к салтовскому пляжу, в последнее время обжились гаишники с радарами. В то время, когда их нет, перейти дорогу по переходу (без светофора) в одиночку практически невозможно. Останавливаются единицы водителей, остальной поток даже не притормозит, разве что на тротуаре соберется большая толпа и дружно, в ногу, двинет через переход. Тогда уж водилам деваться некуда. Если же водитель успешно прополз мимо радаров, то дальше он на радостях набирает скорость до самой улицы Академика Павлова и, естественно, игнорирует еще один пешеходный переход. Светофор там есть, но он не работает, а пассажиропоток там неслабый — переход находится напротив одного из новых торговых центров. В то же время, по словам наших же гаишников, на западе считается нормальным, когда весь поток машин останавливается, едва только один пешеход поставит ногу на проезжую часть, и отсутствие светофора никого при этом не смущает. Хотя ситуация у нас отличается даже по регионам — например, в маленькой тихой Полтаве еще года три назад считалось дикостью перебежать дорогу на красный, все стояли и послушно ждали зеленого, даже если дорога была шириной в три метра и в окрестностях не было ни одной машины.
Заместитель начальника ГАИ Харькова Борис Федянин утверждает, что новый закон, предусматривающий более жесткое наказание нарушителей, не является панацеей, но все-таки существенно снизит процент ДТП. Потому что, по его словам, с 2001 года выросло уже не одно поколение водителей, которые не знают, что у них могут изъять водительское удостоверение, а автомобиль задержать на штрафплощадке, и если они оштрафованы, то обязательно заплатят штраф. И теперь, надо думать, они будут неприятно удивлены.
Но если мы наконец научимся регламентировать последствия для нарушителей, то последствия для жертв все равно остаются вне контроля. В Центре медицинской помощи и медицины катастроф утверждают, что около 30% людей, попавших в ДТП, при оказании своевременной помощи могли остаться в живых. В нашей стране количество бригад «скорой помощи» в 4 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Европе. Но нагрузка на них такая, что врачи не поспевают там, где они действительно нужны. «Скорую» часто выдергивают туда, где можно обойтись и своими силами. А, к примеру, на Западе муж отвозит жену в роддом на такси или на личном транспорте. И если человек сломал руку, то добирается до больницы никак не на «скорой помощи».
Понятно, что кое-что у нас пытаются и общественники, уже по тем фронтам, которые им доступны. Другое дело, ставят ли им палки в колеса. Например, общественная организация «Общество участников движения» планировала в ближайшие месяцы распространить среди всех харьковских детей светящиеся бейджи, благодаря которым они будут заметны на дороге. По словам президента общественной организации Александра Ситенко, такие меры во всем мире приводят к сокращению травматизма детей в 6—8 раз. Но на эту программу в этом году денег из областного бюджета пожалели, значит, показатели пока останутся на прежнем уровне…
Епископ Харьковский и Богодуховский Лаврентий накануне памятной даты заметил, что в стране в этот день пройдут поминальные службы, а также молитвы за тех, кто сейчас в дороге. Причем присоединятся к акции церкви как Киевского, так и Московского патриархата. Хотя бы в такие серьезные моменты они умеют объединяться, это радует. А еще епископом было рекомендовано проводить освящение автомобилей — после этого якобы при ДТП автомобиль может пострадать, но находящиеся в нем останутся живы. Но здесь тоже не все так просто. Один мой знакомый, однажды увидев в маршрутке у водителя-лихача 16 дорожных иконок, написал у себя в интернет-блоге: такое, дескать, впечатление, что человек пришел получать права, правил не знает, водить не умеет, дали ему 16 икон — езжай! Так что кроме божьей помощи надо, наверно, прибегать иногда к помощи спидометра и дорожных знаков

Кира СТАНИСЛАВСКАЯ, для «Пятницы»