На прошлой неделе во Дворце спорта представители соседних областей, а также дальнего и ближнего зарубежья учили нас, как превратить харьковский регион в туристическую жемчужину. Хотя нет, это я загнула. Учили, как хотя бы вывести его из разряда депрессивных туристических регионов страны. Имеющий уши да услышал.

В этом году международная туристическая выставка, по отзывам участников, была менее представительной — сказалось подорожание аренды. Коммерческий зал, который принимал выставку в прошлом году, повысил таксу, из-за чего мероприятию пришлось перебазироваться во Дворец спорта, а многие представители из Харьковской области просто не приехали. Тем более что открытие проходило в Страстную пятницу, и многие рассудили, что в такой день народу на выставке будет меньше, чем обычно, а значит, шкурка не стоит вычинки. Но семинар по опыту зарубежных городов в сфере туристической инфраструктуры, проведенный в рамках выставки, все равно получился интересным. Правда, в наших условиях — немного теоретическим.

В этом году в Украине на развитие туризма было выделено в десять раз меньше денег, чем в прошлом. Специалисты отрасли, руководители профессиональных союзов планируют в ближайшем будущем настоять на том, чтобы располовинить Министерство культуры и туризма, и туризм отнести в отдельную правительственную структуру, в рамках экономического блока Кабмина. Потому что Минкульт в последнее время занимался исключительно годовщиной Голодомора, а о туризме и думать забыл. Как следствие, Украина в этом году не сможет представить свои информационные стенды на многих международных туристических выставках. Удастся презентовать страну только в Лондоне, и то стараниями Крыма, который всегда участвует в таких событиях самостоятельно, силами властей автономии. Например, на недавней выставке в Москве крымский стенд был в два раза больше украинского. И надо ли говорить, что участие в таких форумах — это непосредственная раскрутка страны на международном рынке, привлечение бизнес-партнеров и туристов.

В Украине туристическая сфера в основном получает толчки извне и имеет выгоду скорее от глобальных юридических или экономических изменений, а не от внедрения собственных идей. Например, по мнению киевских экспертов, очень благоприятно отразилась на украинском туризме ситуация с курсом доллара и евро — теперь иностранные туристы за те же деньги, что и раньше, могут позволить себе отдохнуть у нас либо дольше, либо шикарнее, либо и то, и другое вместе. И естественно, едут к нам охотнее. Помогло нам и долгожданное открытие бюджетных авиалиний, как между городами внутри страны, так и международных направлений. Теперь, рассказывают туроператоры, по пятницам в Киев прилетает самолет, набитый лондонскими студентами — они просто приезжают на уикенд попить пива. Учитывая цены в лондонских пабах, украинское пиво плюс символические деньги на дорогу — это для них то же самое, что остаться дома. Но не так интересно. Очень на руку украинской туристической сфере и отмена виз для стран ЕС. Поэтому участники туристического рынка обещают всячески протестовать против их возвращения. По их мнению, лучше ввести таможенный сбор в размере 35 евро, но без необходимости идти в посольство и оформлять визу.

Наш туризм развивается странно. Инфраструктура, оставшаяся с советских времен, часто не востребована — количество здравниц в Карпатах и Крыму было рассчитано на все советское население, а после распада Союза клиентов стало значительно меньше. А то, что осталось и востребовано, потихоньку не выдерживает конкуренции с Турцией и Египтом — по уровню сервиса и по ценам. И вроде бы специалисты бывают за границей и часто перенимают зарубежный опыт. Иногда и рады бы перенять, но это требует крупных финансовых вливаний. А бывает, что ноу-хау ничего не стоит внедрить в Украине, но не хватает времени, желания, смекалки или еще чего. С таким расчетом и были приглашены зарубежные делегаты на семинар, — это были представители городов, каждый из которых был в чем-то идентичен Харькову.

В чешском городе Брно отследили рост спроса на проживание во время выставок и конференций. Теперь в городе сделан упор на развитие подобных мероприятий, чтобы привлечь побольше туристов. Очень на руку местным туроператорам и расположение города — мировые туристические центры, Вена и Прага, находятся совсем рядом. 

В польском городе Лодзь устроен музей городской деревянной архитектуры, и даже из деревень свезены целые хаты, и в ближайшем времени на территории будет домик, в котором будут печь хлеб. Кроме того, в городе проводится фестиваль для путешественников, куда известные географы мира съезжаются, чтобы поделиться впечатлениями. И еще проводится «Фестиваль четырех культур» — чтобы напомнить туристам, что изначально Лодзь создавали поляки, евреи, немцы и русские, и все вместе жили друг с другом в согласии.

Британский город Лидс — во многом аналог Харькова, промышленный центр, без особой легендарной истории и потрясающих достопримечательностей. Но он тоже касается туристической сферы самым непосредственным образом — там существует целый университет туризма, который готовит бакалавров и магистров для работы с полноценными туристическим объектами.

Город Юваскула в Финляндии, как и Харьков, — студенческий город. Даже более студенческий: у нас каждый пятый житель — студент, а там — каждый третий. В городе разрабатываются территориальные туристические планы под разные целевые аудитории, при этом туроператоры руководствуются философией: «И маленькое тоже может быть красивым». Кроме того, город использует как фишку проведение авторалли и тот факт, что Финляндия известна как родина Санта Клауса.

А питерские участники туристического рынка сейчас находятся на стадии «пятилетки» — в течение пяти лет до 2010 года город поставил себе задачу выйти в пятерку лучших туристических центров Европы. Поэтому креатив так и прёт: представительница этого города так и сыпала идеями во время своей презентации — как реализованными, так и теми, что еще ждут своего воплощения. Например, с апреля по октябрь на улицах Питера появляются «ангелы» — студенты в майках с надписью на английском «Я могу помочь». Они ходят по улицам, и к ним может обратиться любой турист — узнать маршрут или разрешить какую-нибудь форс-мажорную ситуацию. Кроме того, на улицах расположены информационные центры, где туристы тоже могут получить помощь и консультацию по поводу проведения досуга на нескольких языках. Существует и горячая телефонная линия — для тех же целей. Такие вещи носят некоммерческий характер, услуги абсолютно бесплатны, и существование стационарных информационных центров и «бродячих» консультантов полностью обеспечивается из городского бюджета. А в качестве продвижения города на международных выставках и форумах был сделан потрясающий имиджевый телеролик: по пустому Эрмитажу бегают бурые медведи, смотрят на картины, лазают по крыше, свешиваясь лапами вниз; потом тема дублируется для других питерских достопримечательностей. И слоган: «Санкт-Петербург. Никаких медведей. Только красота». Шикарно. Как раз для иностранцев — дескать хотели медведей, вот вам медведи… Кроме того, в городе приводят в чувство аэропорт «Пулково», доводя его до состояния современного комплекса, строится морской пассажирский порт, и один его терминал уже принимает крупные круизные лайнеры.

В Харькове, понятное дело, масштабы поменьше, бюджеты — тем более, и вся надежда на «Евро-2012». Эксперты в сфере туризма, выступавшие на семинаре, замечали, что гостиницы нужно строить и наполнять уже сейчас — перед «Евро» будет поздно. А еще приводят в пример Грецию, где во время фестивалей и чемпионатов гостей размещали в лайнерах на берегу, чтобы не строить массу отелей, которые потом, когда волна туристов схлынет, будут меньше востребованы и их сложно будет обслуживать. И если уж строить туристические комплексы под «Евро», то не в городе, а в окрестностях, примечательных своей природой и памятками, куда футбольные болельщики, возможно, захотят вернуться уже без привязки к чемпионату.

Пока такие проекты в стиле «Нью-Васюки» существуют у нас только на бумаге и в виде презентаций. На семинаре, например, презентовали идею студентки 4-го курса «инжэка» — так называемую «футбольную деревню» в районе Старого Салтова. 50 хат-мазанок категорий люкс, полулюкс и эконом-класс… согласитесь, звучит уже немного по-пелевински. Тем не менее все серьезно: в презентации был представлен целый гостинично-спортивно-ресторанно-развлекательный комплекс, с местами для трансляции матчей чемпионата и футбольным полем, где гости могут играть друг с другом. Идея симпатичная, осталось всего ничего — найти инвесторов.

А вот кто сейчас не жалуется на кризис и безденежье, так это Полтавщина. Региону объективно везет: 200 лет со дня рождения Гоголя, 300 лет Полтавской битвы. Только успевай пользовать информационные поводы и извлекать из них туристическую выгоду. Сейчас, как сообщили делегаты, в Полтаве строятся два многоуровневых паркинга, о которых еще недавно в городе и понятия не имели. Правда, из 23 гостиниц пока только половина получила сертификат безопасности, но это полтавчане тоже ставят себе в заслугу — говорят, что это стоило им немалых усилий, в том числе и уговоров вышестоящих инстанций. Из тех элементов инфраструктуры, которые уже действуют, город может похвастаться растяжками над дорогами с указанием основных достопримечательностей и указателями маршрута, билбордами, информационными листами, а также световыми инсталляциями (как у нас на Зеркальной струе), которые появились совсем недавно. Можно подумать, что Полтавщина объективно обречена на успех — иностранные туристы, охочие до глечиков, борща и вареников, венков и вышиванок, первым делом едут именно туда. Но никуда не денешь тот факт, что Полтавщина вышла на первое место по развитию внутреннего туризма, после того как подружилась с Ивано-Франковщиной и стала перенимать ее опыт. После этого она обошла даже Закарпатье, которое, с его-то ресурсами, оказалось на четвертом месте. Кстати, после Ровно, где, казалось бы, как и в Харькове, нет ничего особенного…

Виктория НАЙДЕНОВА, для «Пятницы»

Телки, тачки, бабки... Какая милая картина открывается глазу в родной деревне.