На прошлой неделе Харьков в четвертый раз собрал юных школьников на открытый конкурс бандуристов имени Гната Хоткевича. Показать свой талант съехались 57 участников из разных областей Украины. На протяжении трех дней ребята из Киева, Луганска, Львова, Запорожья, Житомира, Черновцов, Винницы, Чернигова, Харькова, Сум, Полтавы, Ровно демонстрировали умение виртуозно владеть не только бандурой, а и голосом, разными стилями и формами. Мероприятие проходило под лозунгом: «Мы — дети Украины. Мы — дети ХХІ столетия». 

За это время конкурс приобрел свою небольшую историю, своих звездочек, которые вспыхнули на музыкальном небосклоне Украины. Задачи, поставленные перед его участниками, оправдали свою миссию, ведь профессиональные требования, новый интересный репертуар и стилевые черты, присущие современному исполнительству, внесли в искусство игры на бандуре определенные результаты. Неизменными остались забота и поддержка со стороны Южной железной дороги и лично ее начальника В.Н. Остапчука. Все эти годы железнодорожники предоставляли значительную помощь в организации и проведении конкурса, продолжая одну из главнейших традиций Южной магистрали — воспитание нового поколения творчески одаренной молодежи, содействие ее гармоничному развитию, а также обогащение украинской культуры. Именно благодаря такой теплой родительской опеке конкурс стал настоящим праздником музыки, а для юных участников — еще одной возможностью заявить о своем таланте вслух, мощным стимулом для дальнейшего усовершенствования исполнительского мастерства. 

В этом году от лица начальника Южной железной дороги, Героя Украины Виктора Остапчука, юных бандуристов приветствовал заместитель начальника Южной по кадрам и социальным вопросам Г.И. Яланский. В праздничной телеграмме в частности упоминалось и железнодорожное прошлое Хоткевича. Оказывается, по специальности Гнат Мартынович был инженером-железнодорожником. Работая на стальной магистрали, он от чистого сердца заботился о жизни простых рабочих. Хоткевич был основателем первого в Русской империи Рабочего театра, в котором играли харьковские железнодорожники. Гнат Мартынович активно участвовал в революционных событиях 1905 года — он не принадлежал ни к одной из политических партий, просто боролся за лучшие условия жизни для железнодорожников... На Южной магистрали, которой в этом году исполняется 140 лет, помнят и уважают своего выдающегося коллегу, поддерживают проведение конкурса юных бандуристов его имени и многих других мероприятий, которые имеют целью возрождение Украины.

Для большинства детей этот конкурс вообще первое серьезное музыкальное соревнование в жизни. И вдобавок величественные инструменты в несколько раз старше своих юных хозяев, а артисты не всегда могут их переносить и играть без посторонней помощи. Однако кое-кто уже уверенно сочиняет замечательную музыку для бандуры, и все без исключения мечтают выиграть Гран-при и увидеть мир. К примеру, восьмилетняя харьковчанка Маринка Пащенко за инструментом просиживает часами. Но не только для того, чтобы когда-нибудь стать настоящим мастером. Говорит, перебирать струны певучей бандуры — еще и своеобразное лекарство от меланхолии, ведь инструмент отличается очень красивым звучанием. Правда, главное — дотянуться до басов. И неважно, что девочка часто ставит бандуру не у ног, как нужно, а на стульчик — иначе до басов не достать. Однако она уже сформировала первый репертуар.

Легко и радостно творится на харьковской земле. Ведь Слобожанщина, считают специалисты, является родиной бандуры. Здесь, по словам инициатора конкурса, доцента кафедры народных инструментов университета искусств Любови Мандзюк, в свое время был создан даже собственный вариант бандуры — харьковской. Она иначе ставится, и равноценно на ней играют две руки. Этот уникальный инструмент нигде в мире не повторяется. Ныне, рассказывает Любовь Мандзюк, интерес к харьковской бандуре возрастает с каждым годом, и именно участники конкурса имени Гната Хоткевича оказывают активное содействие. Ведь большинство детей не просто виртуозно играют на старинном инструменте, но и создают музыку для него. 

Наталия ВАСЮТА, для «Пятницы»

Если блюз — это когда хорошему человеку плохо, то шансон — это когда хорошему человеку капец.