Как гостеприимная хозяйка встречала Малая Южная пришедших в первый день мая почетных гостей и железнодорожников с семьями. Но, пожалуй, с особым нетерпением этот праздник ждала детвора, чтобы вновь покататься в красивых голубых вагончиках. А потому неслучайно в солнечный теплый день станция Парк была наполнена звонкими детскими голосами и веселым смехом.

Пришедшие 1 мая на детскую дорогу ребята с любопытством рассматривали станционный вокзал, небольших размеров тепловоз и вагончики, а также юных железнодорожников в красивой строгой униформе. Воспитанники Малой Южной уже прошли теоретический курс по 12 основным профессиям и теперь, после успешно сданных экзаменов, приступили к учебно-производственной практике, умело применяя на практике полученные знания.

И вот наступил торжественный момент. Подошедший на станцию железнодорожный состав привез на праздник почетных гостей — ветеранов-железнодорожников. С открытием очередного сезона на Малой Южной ребят и взрослых сердечно поздравили председатель Харьковского областного cовета Сергей Чернов, заместитель председателя облгосадминистрации Виктор Зверев, начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук и ректор УкрГАЖТ Николай Данько.

— Нынешний год примечательный для всех работников Южной железной дороги — и «большой», и «малой», — подчеркнул Виктор Николаевич. — Сто сорок лет назад в Харьков пришёл первый поезд, и с того момента начала свою деятельность наша дорога, которая для всех поколений «южан» всегда значила много больше, чем просто место работы. Ведь Южная — это наш образ жизни и наша судьба, это огромная семья со своими традициями и ценностями.

Надо сказать, железнодорожная отрасль всегда держалась и держится на преданных делу специалистах, которые готовились буквально с детских лет. Еще бывшие легендарные министры путей сообщения способствовали тому, чтобы дети железнодорожников имели льготы при поступлении в железнодорожные учебные заведения, преимущества при прохождении практики и трудоустройстве на работу. А потому преемственность поколений, многочисленные трудовые династии давно стали на дороге нормой.

Что касается Южной, то здесь, без преувеличения, есть династии уникальные. В частности, путейцев Непокупных, общий стаж работы которых на дороге составляет более 1250 лет. В свою очередь представители династии Боевых-Питенко в вагонном депо Основа проработали почти триста лет! А сколько на дороге династий, которые в своем активе насчитывают двести, сто лет? В этот день Виктор Остапчук вручил девятилетнему Яну Шмидту аттестат его прапрадеда Петра Костоглодова на право работать помощником машиниста, датированный 1914 годом. Все пять поколений этой замечательной семьи связали свою судьбу с железной дорогой. Так, прапрадед Яна работал помощником машиниста Южных дорог, прадед — начальником харьковской дистанции погрузо-разгрузочных работ, на Южной трудилась его бабушка и трудится мама… И это — лишь одна из многих железнодорожных династий! Но что особенно приятно: многие дети железнодорожников осознанно идут по стопам своих отцов, приходят заниматься на Малую Южную.

Есть абсолютная истина: какие дети — такое и будущее. И если мы хотим, чтобы оно было достойным, то обязаны внушить детям правильные истины, обязаны дать верные ориентиры в жизни, в том числе профессиональные. Именно это и делают на Малой Южной. Сегодня на детской железной дороге созданы все условия, чтобы ее воспитанники могли раскрыть свои способности и таланты. Больше того, у ребят появляются такие современные технические устройства, которые пока в новинку и для «больших» железных дорог! К примеру, вначале прошлого сезона на детской дороге в опытную эксплуатацию была внедрена новейшая система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов, которая имеется на Южной пока что только по двум станциям — Ковяги и Полтава-Южная.

Словом, «большая» дорога всегда много делала и делает для «малой», и потому каждый год здесь появлялось что-то новое. Вот и к сезону-2009 воспитанники детской дороги получили от «большой» дороги очередной подарок — полностью отремонтированный и оборудованный учебный корпус. Кстати, для того чтобы состоялось открытие нынешнего сезона, чтобы будущие железнодорожники смогли проходить практику, а посетители в полной мере погрузиться в мир Малой Южной, она была должным образом подготовлена. И такая подготовка проходила по всем направлениям. Так, воспитанники детской дороги приняли активное участие в «Дне окружающей среды» — собирали и выносили опавшие ветки, сгребали листья, очищали от мусора железнодорожный путь. Обкапывали и белили деревья, очищали стрелки на пути, проводили очистку и уборку классов в учебном корпусе, совершали уборку на закрепленных за шестью сменами территориях.

В обновлении Малой Южной активно принимали участие и структурные подразделения дороги. В этом году путейцы, к примеру, поменяли шпалы, отремонтировали пешеходные переходы, мосты и путевые сооружения, а строители, в свою очередь, обновили заборы, здания и сооружения, поштукатурили и побелили станции Парк, Лесопарк и посадочную платформу Мемориал. Бесперебойную работу сигнальных знаков, светофоров, релейных шкафов, стрелочных переводов, поездной, диспетчерской и радиосвязи обеспечили связисты. А еще для удобства и легкого доступа к нужной информации был установлен электронный перронный указатель — «Визинфо».

Традиционно перед каждым новым сезоном детская железная дорога преображается, хорошеет и, несмотря на свой солидный возраст, не стареет. Здесь всегда звучат детские голоса и веселый смех. Но, наверное, главная награда для «южан» состоит в том, что силы и средства, вложенные в детскую железную дорогу, приносят зримую отдачу.

...И вот прозвучал станционный колокол, известивший о том, что движение поездов летнего сезона-2009 на Малой Южной открыто. Виктор Остапчук вместе с ребятами и гостями совершили первую в этом году поездку до станции Лесопарк и обратно.

Светлана ДУБОВИК, для «Пятницы»

Случай на вокзале. Голос из репродуктора:
- Гражданка Сидорова, подойдите к справочному бюро.
Через пять минут:
- Гражданка Сидорова, отойдите от справочного бюро, не мешайте работать.