Почти две трети подвижного состава, используемого для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, давно пережили свой срок службы, который составляет 20—28 лет. Специальная программа позволяет продлить срок эксплуатации вагонов на 10—15 лет. Но этого недостаточно для того, чтобы обеспечить возрастающие потребности населения в перевозках.

К 2012 году 24 % подвижного состава (а это 15 составов электропоездов) отработает уже продленный срок эксплуатации и будет списано. Понятно, что этот подвижной состав нужно заменить на новый, но где взять на это средства? Ведь действующий уровень тарифов на перевозку лишь частично покрывает эксплуатационные затраты и потребность в ремонтах.

Ежегодно в пригородном сообщении перевозится порядка 62 млн пассажиров. Среди них большое количество льготников, за перевозку которых компенсация местными властями выплачивается не полностью. Таким образом, пригородные перевозки в настоящее время являются наиболее убыточными на железнодорожном транспорте.

В графике движения на 2009—2010 годы на Южной предусмотрено ежедневное курсирование более 400 пригородных поездов. За 4 месяца текущего года в пригородном сообщении уже отправлено 42 830 поездов, которые вместо доходов принесли дороге только убытки, ведь доходы, получаемые от пригородных железнодорожных перевозок, покрывают эксплуатационные расходы менее чем на 20 %. Откуда же взять средства на ремонт подвижного состава, не говоря уже о его модернизации и обновлении?

В соответствии с Законом Украины «О железнодорожном транспорте» и Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.04.1997 г. № 379, убытки железнодорожного транспорта общего пользования должны компенсироваться за счет местных бюджетов. Но местные власти, случается, игнорируют выполнение этих документов. А если убытки компенсировать не в полном объеме, то под угрозой окажутся не только обеспечение безопасности движения и доступного для пассажиров уровня цен на билеты, но и само курсирование пригородных электропоездов.

Анатолий ТОКАРЬ, для «Пятницы»