Вряд ли есть еще какая-нибудь служба, настолько ассимилированная в общество. Соответственно, нет человека, который бы никогда не сталкивался с работниками ГАИ. Насколько это столкновения были приятны? С потерями — моральными или материальными — или нет? Наверняка у многих из нас есть к этой службе масса вопросов, тем более учитывая перемены, происходившие в Госавтоинспекции за последние несколько лет. Ответы, если не на все из них, то, по крайней мере, на самые волнующие мы постарались получить у замначальника ГАИ ГУМВД в Харьковской области Юрия Черняка.

Черняк Юрий Андреевич — 1963 г. р. работник УВД с 1994 года. С 2005 года заместитель начальника управления ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области, начальник ДПС УГАИ, подполковник милиции. Женат, двое детей.

ИГОРЬ ПОДДУБНЫЙ: Юрий Андреевич, ГАИ в курсе, что на перекрестках в центре Харькова, частенько что-то раздают? А как вообще ГАИ относится к этому?

ЮРИЙ ЧЕРНЯК: Отрицательно, конечно, ведь это влияет на безопасность движения.

И.П.: А работник ГАИ может каким-либо образом повлиять на тех, кто раздает листовки на светофорах? У него есть на это полномочия?

Ю.Ч.: Элементарно может, т. к. он отвечает за безопасность движения на конкретном участке дороги. Чаще всего прогоняет…

И.П.: Я этого ни разу не видел.

Ю.Ч.: Вы просто не попадали на эту ситуацию, но если мы по радиостанции получаем информацию, ближайший инспектор может повлиять и влияет.

И.П.: На одном из харьковских интернет-форумов был указан телефон, позвонив на который, можно пожаловаться на противоправные действия сотрудников Госавтоинспекции. При этом начинается он на 8-900, то есть звонок на него платный. Будет ли инспекция какие-либо действия применять, ведь это же афера чистой воды?

Ю.Ч.: В первую очередь, я думаю, этим должны заняться специальные службы. Конечно, это не наш телефон…

И.П.: Но народ у нас грамотный, он уже сам разобрался, что не ваш... Но возникает вопрос, есть что-либо похожее у ГАИ, какой-то телефон доверия?

Ю.Ч.: Да, конечно, и эти телефоны известны, регулярно печатаются в СМИ. Любой человек может сообщить о злоупотреблении служебным положением работников ГАИ или его непрофессиональных действиях, тем более сделать это бесплатно. А на номерах, о которых вы говорите, за звонок снимается 15 грн, да?

И.П.: А как ГАИ пропагандирует свою демократичность? Как стимулирует желание граждан сообщать о превышении должностных полномочий своих сотрудников. И вообще заинтересованы ли вы в этом?

Ю.Ч.: Ну, конечно, мы в этом заинтересованы. Проводим постоянную работу с нашими сотрудниками о недопущении грубости и хамства на рабочем месте. Только всех, конечно, не переделаешь, здесь очень много зависит от воспитания наших ребят. Но то, что этот вопрос постоянно на контроле руководства ГАИ, в этом можете не сомневаться. Существует действующее законодательство, в рамках которого мы можем работать, и палку здесь перегибать нельзя — мы люди в погонах. Но есть случаи, когда люди пишут заявления и звонят — сообщают о неподобающем поведении. Если эта информация подтверждается свидетелями или повторяется не раз с одним и тем же инспектором, — в таких случаях мы особую работу не проводим, мы просто увольняем сотрудника. Напиши рапорт и работай там, где тебе будет интереснее. Потому что в наших рядах тебе не место.

И.П.: А вы разбираетесь в таких случаях, ведь у каждого может быть своя правда, и я не думаю, что ГАИ всегда неправа?

Ю.Ч.: Конечно, мы свидетелей проверяем, а если поведение такое повторяется, то нам проще с ним попрощаться и взять нормального человека.

И.П.: Хорошо, здесь все понятно. Но есть еще один наболевший вопрос. Что с техосмотром в этом году?

Ю.Ч.: А что с техосмотром? Техосмотр продолжается, продлен до ноября. Оплачивайте квитанции и проходите техосмотр на станциях, которые получили на это лицензии.

И.П. А чем ситуация в этом году отличается от той, которая была в прошлом?

Ю.Ч.: Да практически ничем. Только тем, что раньше инспектор проводил техосмотр, а сейчас диагностический центр, который имеет на это лицензию.

И.П.: А инспектор может сейчас смотреть, в дополнение к этим центрам?

Ю.Ч.: Может на линии. Когда он видит автомобиль на трассе, который разваливается, он имеет право запретить передвижение.

И.П.: А почему продлили до ноября?

Ю.Ч.: По всей видимости, не хватает талонов, ну и еще одна причина —  небольшой процент прошедших техосмотр на данный момент. Люди чего-то выжидают, чего — мне непонятно.

И.П.: А что сейчас с ценами. Какой налог на 2-х и 3-литровые автомобили?

Ю.Ч.: Цены сейчас более разумные. Ведь когда только приняли постановление об увеличении налога на двигатели больше 2 литров, под эту категорию и «Волги» попали, и еще некоторые старые авто. А понятно, что дедушкам платить такие суммы накладно. Сейчас цены вернулись: 2,5 л — по 10 грн за куб, а все, что выше — уже немного дороже. 2 литра за талон за техосмотр — 200 грн в год, а уже за 2,6 л — уже 650 грн и т. д. И разговоров, что цены станут меньше, я не слышал.

И.П.: По поводу квитанций: неужели нет у вас централизованной базы, что бы эти бумажки не таскать с собой?

Ю.Ч.: Нет. Пока нет единой всеукраинской базы. Только по регионам. Но мы над этим работаем.

И.П.: Хорошо, с техосмотром тоже разобрались. Есть еще вопросы по поводу штата. Когда министром стал Луценко, в России об Украине знали одно — это страна, где нет ГАИ. Прошло уже какое-то время. Что дали эти преобразования, эти перемены в Госавтоинспекции за эти годы, тем более что вы в этой структуре уже почти 20 лет?

Ю.Ч.: Честно говоря, ничего хорошего это не принесло. У нас за два года прошло пять реорганизаций Госавтоинспекции. Единственный плюс в этом — мы избавились от нерадивых работников, остались самые надежные и стойкие. Как бы ни называлась эта структура, она обязательно должна быть. Сейчас те изменения, которые происходят, как правило, только к лучшему.

В этом году наконец-то подняли штрафы, и это очень сильно сказалось на безопасности движения.

И.П.: А какие изменения в этом году претерпела сама служба?

Ю.Ч.: В харьковском регионе сейчас в нашем составе около 1000 человек, раньше было 700. Но даже такого количества не хватает, т.,к. нарушителей по-прежнему много: и на знаки не смотрят, и под знаки ездят.

И.П.: Есть какие-то нормы, сколько должно быть инспекторов, например, на трассе?

Ю.Ч.: На 50 км трассы государственного значения полагается 1 экипаж. Эти трассы начинаются за окружной дорогой: киевское направление, симферопольское, ростовское, московское… На трассах местного значения несколько иные нормы, но все равно людей не хватает. И здесь все, конечно, зависит от финансирования.

И.П.: А какими качествами должен обладать работник ГАИ? Вот раньше, я знаю, охотно брали после армии.

Ю.Ч.: Но сейчас без армии тоже не берут, или же военная кафедра вузов — у нас в основном сейчас работники с высшим образованием, и это очень хорошо. Вообще хочется, чтобы было как можно больше технических специалистов, которые хорошо знали бы устройство автомобиля. Сверка узлов агрегатов, сверка номеров кузова, двигателей — все это требует определенной подготовки.

И.П.: А если человек купил двигатель на разборке, он может обезопасить себя и проверить его по базе — ворованный или нет?

Ю.Ч.: Да, конечно, это займет где-то около суток по времени, ну а цену я, честно говоря, не помню. Думаю, она символическая.

И.П.: Это, кстати, очень полезная информация. Может, еще есть что-нибудь важное?

Ю.Ч.: Да что важное… Самое главное, чтобы наши водители безопасно ездили, пешеходов пропускали…

И.П.: Да с этим вроде бы сейчас налаживается, и мне кажется, дело даже не в новых нюансах законодательства, а в том, что люди стали вести себя иначе, более уважительно к окружающим, что ли. Ведь если у меня дорогая машина, мне уже не хочется, чтобы в спину мне говорили, что-нибудь типа  «накупили себе дорогих тачек и ездят как хотят».

Ю.Ч.: Да, действительно, я с вами согласен, гораздо приятнее понимать в такой ситуации, что окружающие ценят то, что вы порядочный и дисциплинированный водитель.

И.П.: Юрий Андреевич, в нашем городе есть перекрестки, где новшества, как по мне, не пошли на пользу. Вот, например, спуск Жилярди, — после установки светофора там постоянные пробки.

Ю.Ч.: Там сложный перекресток, и светофор там просто необходим. Например, утром с Салтовки невозможно повернуть налево, только с нарушениями правил. Сейчас движение более-менее нормализовалось, но конечно, есть нюансы и дорожники этим вопросом сейчас занимаются и, я думаю, доведут ситуацию до уровня, что там практически не будет пробок.

И.П.: Но, например, в Киеве на подобных перекрестках вообще редко где можно повернуть налево.

Ю.Ч.: Да и за границей — в Турции, в Европе, ОАЭ — нет поворота по «встречке», только по круговому движению. Да, может, и в районе Жилярди имело смысл сделать круговое движение, но местные власти приняли именно такое решение.

И.П.: Но ведь участков, где вопрос движения можно было решить лучше, немало. Вот, например, всем известный проблемный перекресток возле велозавода. Там нужен светофор, а его нет.

Ю.Ч.: Я знаю о существовании проекта строительства в этом месте спортивного центра, и там было предусмотрено установить светофор. Пока строительства нет и нет, соответственно, светофора, но как только там начнут строить, светофор будет.

И.П.: Ну самое главное, чтобы не получилось, как с Жилярди, когда можно было сделать лучше, а сделали, как сделали.

Ю.Ч.: Да, у нас много проблемных перекрестков в городе, но вопрос, к сожалению, всегда упирается в финансирование.

И.П.: У меня последний вопрос. Что вы думаете о снятии трамвайного движения на улице Пушкинской?

Ю.Ч.: На этом участке у нас три остановки метро. Мое личное мнение положительное, так как на Пушкинской планируется пустить одностороннее движение, правда пока это не решено окончательно, но разгрузить центр города необходимо. Это историческая часть города — и расширению она не подлежит… Я знаю, что много обсуждений у этого вопроса, и на данный момент он решен именно так. Может, решение и не совсем верное. Но на Петровского, где сняли трамвай, пробок стало меньше — это факт. Как будет дальше — решит время, в конце концов приходят новые технологии, и уместно, мне кажется, делать на Пушкинской трамвай на магнитной подушке — это современно и красиво, но это мое личное мнение. Да и вообще, если говорить о перспективе, есть много удачных решений, за которыми мы просто не успеваем. Это также касается дистанционного управления светофорами, чтобы у нас не создавались постоянные неудобства в связи с приездами в наш город охраняемых персон. Все эти современные и интересные проекты в будущем, и, я надеюсь, недалеком.

Инспектор ГАИ не смог смотреть "Формулу-1". От такого превышения скорости его схватил инфаркт.