Истинная вера, как известно, может и горы двигать. Даже если это всего лишь вера в непогрешимость собственной эрудиции. Кто сомневается — пусть почитает газету «Пятница» (№ 28). Наш наиглавнейший редактор «передвинул» не только дату уничтожения Николаевского собора, но и само сооружение, поместив его почему-то на место нынешнего магазина «Чарівниця». Подобные трюки даже большевикам не снились.

Найти бесспорный позитив в явном ляпсусе оказалось делом несложным — было бы желание. Любимая газета отнюдь не ошиблась, нет. Она всего лишь достойно продолжила вековые традиции харьковской журналистики. Летом 1907-го коллеги по перу и не такие чудеса творили в пылу борьбы «за Святую Русь». Но тогдашний всплеск «чудотворчества» был вызван не визитом патриарха — банальным перепугом.

…Разразившись напоследок терактами да «эксами», громко испустила дух «Первая русская революция». Начертанные на ее знаменах идеалы равенства и братства при ближайшем рассмотрении оказались настолько светлыми, что ослепили не только «консерваторов», но и «либералов». В обществе возник вполне объяснимый спрос на темноту. Сенсации, отдающие явным мракобесием, посыпались как из рога изобилия.

3 июля «Харьковские губернские ведомости» ввергли своих читателей в бездну ужаса, поведав о «возмутительной проделке безбожников». Некий господин N, согласно перепечатке из «Колокола», подарил сыну столичного протоиерея («безымянные» оба) шоколадное яйцо на день Святой Пасхи. Однако подарок оказался с гнильцой: «Матушка, взяв яйцо из рук сына и внимательно вглядевшись в распятие, увидала, что при кресте вместо обычных предстоящих — Божией Матери, св. Иоанна Богослова и др., изображены с одной стороны кошки, а с другой — собаки, лающие на крест».

«Крайних», разумеется, вычислили быстро: «Это дело жидов, работающих на шоколадной фабрике». Возмущенный автор — опять-таки, анонимный, задавался вопросом: «Не подлежит ли православным верующим людям требовать, чтобы полиция обратила внимание на такое возмутительное кощунство?». Редакция «Ведомостей» сподобилась на скромный комментарий: так сообщите хотя бы адрес кондитерского магазина, продавшего яйцо, раз уж вы действующих лиц засекретили!

Слабый проблеск здравомыслия, оказался, увы, последним. Вскоре выяснилось, что все те же злокозненные иудеи подрывают «веру христианскую» не только идеологически, но и в самом прямом смысле. Из передовицы «Харьковских губернских ведомостей» от 6 июля 1907 года: «Евреи, при содействии отщепенцев из русского народа, собирались уничтожить православную Почаевскую лавру, оплот нашей веры и нашей национальности в искони русской (нынешняя Тернопольская область. — Авт.) земле. Семь огромнейших бомб, каждая из которых равна была 15 обыкновенным бомбам, а все вместе составляли разрушительную силу 105 бомб, было доставлено в лавру, чтобы совершенно снести ее с ея горы».

Поражал не столько размах планировавшегося «мероприятия», сколько трогательная забота о читателях. Автор, скрывшийся за псевдонимом «С. М.», не поленился семь на пятнадцать перемножить. Видимо, имел очень точное представление об интеллектуальном уровне потребителей подобной информации. Впрочем, он же их и успокоил: благодаря «милости Божией да бдительности Царского правительства» страшную катастрофу удалось предотвратить. Расслабьтесь, дорогие харьковчане! Тем более что и в случае удавшегося теракта вы только приобретете: «Взрывы бомб разбудят верных сынов Православной церкви и встрепенутся они и полетят их души туда, на Почаевскую гору. Они сплотятся теснее и окружат непобедимым кольцом свою святыню и отстоят ея, хотя бы стены ее и пали от следующего покушения».

Как ни крути — беспроигрышный вариант получается. Не взорвали — хорошо, взорвут — тоже неплохо. Пока ошеломленный обыватель размышлял, плакать ему или радоваться, созрела сенсация покруче двух первых: «В Англии найдена Чаша, служившая Господу Христу во время тайной вечери». Вот так! Задолго до Индианы Джонса с его «Последним крестовым походом»!

Ошеломляющее сообщение напечатал не какой-нибудь безнадежно желтый таблоид, а все те же «Ведомости» — главная газета Харьковской губернии. В номере от 29 июля 1907 года и описание «Грааля» приводилось: «Стеклянная зеленовато-синего цвета Чаша с влитыми в стекло серебряными листками». Правда, из-за корректорской погрешности осталось загадкой точное место находки — не то «аббатство Гладстонбери», не то «аббатство Гластонбури». Имя джентльмена, обнаружившего «Грааль» до удивления напоминало имя мальчика, одаренного кощунственным яйцом, — «один господин из Бристоля».

«Ведомости» на полном серьезе утверждали, будто святость находки подтвердила некая ясновидящая из Британского музея. Наличие профессиональных экспертов в столь солидном учреждении даже не предполагалось. Возможных скептиков и просто любопытных харьковчане отсылали к Berliner Tageblatt, откровенно заявляя при этом, что немцы, в свою очередь, основывались на источниках «говорят» и «по слухам».

…Они и сейчас говорят — духовные наследники «Харьковских губернских ведомостей». О все той же «Святой Руси», о якобы неразделимых «общих духовных корнях братских славянских народов». Речь патриарха в Святогорье автора этих строк едва не заставила прослезиться. По счастью, вовремя вспомнилась цитата из научного труда нашего земляка Василия Силантьева: «Воском, ладаном и другими веществами оказались частички «мощей» Афанасия Афонского, Святого Харлампия, Василия Цесарийского, хранившееся в Святогорском монастыре Харьковской епархии». Вот с чего начиналась и где продолжается наша «общая духовность»! А раз такие «корешки», то и «вершкам» удивляться, наверное, не стоит…

Эдуард ЗУБ, для «Пятницы»

Врагов у Рабиновича не было. Но его ужасно ненавидели все его друзья.