Говорят, человек ко всему привыкает. Вот мы, например, давимся в переполненных маршрутках, трясемся в допотопных трамваях, простаиваем лучшие годы жизни в пробках и… ничего. Почти не жужжим. Но вдруг за пассажиров решили замолвить словечко те, кто, собственно, давит, трясет и заставляет простаивать. То есть транспортники.

Строго говоря, словечко они решили замолвить вовсе не вдруг. Научно-практическую конференцию по вопросам реформирования и развития транспортной отрасли Харькова готовили долго и кропотливо. В итоге в ходе двухдневной конференции свои предложения и замечания высказали десятки специалистов в области транспорта не только из Украины, но и из  Европы. Участники мероприятия надеются, что городская власть воспользуется хотя бы частью их идей и приведет транспортную систему Харькова в божеское состояние. Или хотя бы человеческое, ибо таковой она задумывалась. И даже некоторое время была.

Как рассказал один из организаторов конференции, глава Харьковской областной организации работников на автомобильном транспорте Николай Шевченко, проблемы транспортной системы города накапливались не один год. Например, уже много лет остро стоит вопрос парковки, и ежегодно ситуация лишь усугубляется. «Убрали с Пушкинской трамваи, а улица забита. Необходимо решать вопрос путем строительства крытых парковок», - рассуждает Николай Шевченко.  Не менее болезненным для города является неразбериха с автобусными маршрутами. Большинство из них появилось в 90-х годах, когда мало кто задумывался о системности, контроле и прочих атрибутах стабильности. В итоге сейчас многие маршруты дублируют друг друга, а город перенасыщен наземным транспортом. Маловместительные маршрутки идут одна за другой,  создавая пробки и загрязняя воздух. «Там, где может справиться один большой автобус, едет пять маленьких», - возмущается Николай Шевченко. Но заставить предприятие поменять «Богданы» на, скажем, «Мерседесы» невозможно. Большой автобус стоит около миллиона гривень, и выложить такую сумму может позволить себе только крупное предприятие. Между тем, по словам Николая Шевченко, из 64 городских перевозчиков максимум 15 являются реальными автопредприятиями с собственной ремонтной базой. За остальными стоят частные предприниматели, которые когда-то по случаю купили несколько маршруток и теперь выжимают из них все возможное и невозможное. Чтобы навести порядок, полагает Николай Шевченко, количество операторов рынка нужно существенно сократить. Вопрос только – как? Добровольно ведь свой маленький бизнес никто отдавать не будет. «Единственный способ влиять на ситуацию у города – через тендер», -  считает Николай Шевченко. Кстати, он утверждает, что у 80% перевозчиков со дня на день (ну, то есть с месяца на месяц) заканчивается срок тендеров. Так что благодатный момент для тотальной реорганизации настал.

Впрочем, на конференции решались вопросы не только автотранспорта, но и «Горэлектротранса». Основная проблема нашего электрического транспорта, как известно, – льготники. Вернее то, что государство отказывается компенсировать затраты на их перевозку. В итоге зарплату платить нечем, ремонт подвижного состава делать не за что, и предприятие хиреет галопирующими темпами. Однако беда троллейбусов и трамваев еще и в том, что их маршруты давным-давно устарели. «Провода и рельсы прокладывались в 60–70-х годах. С тех пор появились новые микрорайоны, перестали работать многие предприятия. Пассажиропоток изменился, а горэлектротранс продолжает работать по старому», - сетует Николай Шевченко и предлагает при разработке единой транспортной системы эти проблемы учесть. "Сегодня очень важно помочь "Горэлектротрансу". Возможно, объединив усилия, мы сможем помочь предприятию. Это экологически чистый вид транспорта и поэтому нельзя допустить, чтобы этот вид транспорта умер. Я думаю, что совместными усилиями мы сможем как-то помочь", - говорит он.

Можно порадоваться, что автотранспортники даже не подумали о том, чтобы добить ослабевшего конкурента. Это очень по-европейски. Однако думать, что на нас снизошла цивилизация, еще неприлично рано. Потому что Европа в транспортном вопросе шагнула далеко вперед. Здесь перевозка пассажиров является социальной услугой, а не бизнесом. Здесь думают в основном о том, как сделать услугу более комфортной, а средства передвижения - менее вредными для окружающей среды. Здесь заботятся о детях и инвалидах. И… здесь стоимость билета приравнивается к стоимости литра горючего. А ведь за минувшие выходные бензин на крупнейших украинских АЗС подорожал на рекордные 30—40 коп. Стоимость самого популярного – Аи-95 – достигала 8,37 грн/л, а дизельного топлива – 7,37 грн/л. Может, повременим пока с прогрессом?

Светлана НЕМИРОВИЧ, для «Пятницы»

В Спарте уродливых мальчиков сбрасывали со скалы. Те, как правило, оставались в живых, и требовали чтобы им вниз сбросили уродливых девочек.