Каких-то десять лет прошло, а столько всего изменилось. И продолжает меняться каждый день. Технические усовершенствования влекут за собой усовершенствования социальные. И спившиеся «дети индиго» по мере сил постигают эти новшества. В основном — с гораздо большим успехом, чем родители. Но заодно у человечества отмирают некоторые функции и навыки – ровно так же, как однажды отвалился хвост. А механизмы, призванные их заменить, далеко не всегда безупречны.

Поскольку все основные ноу-хау приходят к нам с Запада, то новости оттуда волнуют особенно сильно. Например, как не удивиться тому, что в чешских школах учеников в ближайшее время перестанут учить прописным буквам и ограничатся лишь печатными. Хорошо хоть не непечатными, и то радует… Аргументы следующие: детвора все равно имеет дело в основном с СМС-ками и текстами, набранными на компьютере, а при заполнении различных бюрократических бумажек от руки тоже используются печатные буквы – так зачем плодить сущности? Пример развитых западных соседей часто для нас, восточных и недоразвитых, заразителен – достаточно вспомнить тесты. Так что нет никакой гарантии, что наши гении от образования не решат в очередной раз отсечь лишнее от учебного плана. И тогда, как ни парадоксально, на фоне всеобщего прогресса в общество может вернуться дореволюционная мода на каллиграфию. Когда часть населения в принципе неграмотна, красивый почерк – в особенной цене. Возможно, этому даже будут учить на платных курсах, как макраме или оригами. А в остальном, все идет к тому, что человечество просто разучится и отвыкнет. Навыки письма от руки отмирают даже за время недолгого отпуска – проверено на себе. Совершенно точно могу сказать, что уже давно разучилась бы писать, если бы не приходилось делать в блокноте заметки во время мероприятий. Даже какое-нибудь расписание или афишу на стене по возможности фотографирую — переписывать лень.

В этом же контексте вспоминается и кошмар, преследовавший детей младшего и среднего школьного возраста – деление в столбик. Или какие-нибудь дроби. Неправильные. То есть в самом названии уже предупреждалось, что будет сложно. Теперь все это, а также умножение в уме и даже квадратные уравнения будет всего лишь вопросом уровня постижения соответствующих компьютерных программ. И ради чего, спрашивается, было столько страданий? Нам-то, задним числом, просто немного обидно. Но по крайней мере в период изучения всей этой лабуды мы знали, что альтернативы нет - калькуляторы поначалу были редким и дорогим удовольствием, потом, когда перестали, то у нас их просто отнимали, и выкручивайся как хочешь. Теперь объяснить детям, зачем нужно знать о квадрате суммы двух чисел – довольно проблематично.

Проблемы правописания тоже в ближайшее время могли бы стать очень остро. Если бы неграмотный текст не пропускался неизбежно через умные текстовые редакторы. В сети с помощью поисковика проверить правописание тоже стало элементарно – мало того, что тебе подскажут, что за слово ты, возможно, имел в виду, так еще по количеству запросов вполне можно сделать вывод о правильном варианте написания. Неграмотность проявляется разве что на форумах, да такая, что ее никаким «олбанским» не оправдаешь. А он, впрочем, потихоньку стал выходить из моды. Да и искусственный интеллект текстовых редакторов иногда подводит, и самым подлым образом. Так что не исключено, что скоро начнется настоящая охота за носителями тайного знания – удивительной науки грамматики…

Следующее новшество в духе времени уже опробовано в Штатах и даже дошло до Украины на уровне «один шаг до воплощения». Электронные книгочиталки планируется использовать в качестве заменителя бумажных учебников. Это радует: детворе не надо будет таскать на себе ассиметричный баул весом в центнер, тихо и методично зарабатывая сколиоз. Экран читалки не имеет ничего общего с компьютерным монитором и безвреден для глаз. В то же время есть и минусы – «книгу» можно уронить и разбить, стоит она недешево как для среднестатистического школьника, цветные картинки на ней не посмотришь. Но думается, что все это – проблема дальнейших усовершенствований. Один несомненный плюс есть уже сейчас: если бумажными учебниками детки били друг друга по голове, то электронной книженцией не рискнут – жалко будет. Что касается использования таких приспособлений в быту, то по личному опыту могу сказать: вещь удобная и ничем кардинально от бумажной книги не отличается, а в чем-то даже и лучше. Хотя бы в том, что экономит кучу места: если попытаться представить в бумажном виде всю мою электронную библиотеку, занимающую на компе 500 мегабайт, то, боюсь, мне пришлось бы существенно расширять жилплощадь. В общем, в данном случае, прогресс может только радовать. Если, конечно, вы не испытываете особой зависимости от запаха книжных страниц, шелеста бумаги… Но этот идеологический спор, похоже, обещает быть еще более суровым, чем спор физиков и лириков.

Перемены, в том числе и по части носителей информации, происходят либо очень резко и сопровождаются рекламными кампаниями, либо вползают в нашу жизнь тихо и незаметно. Просто однажды тебя ставят перед фактом, что в большинстве интернет-кафе технически невозможно сбросить на компьютер что-нибудь с принесенной дискеты – в машинах просто больше нет соответствующих дисководов, их убрали после очередной модернизации. А так как твоя домашняя модернизация проходит от случая к случаю, и гораздо более медленными темпами и в формате «шоб було» (даже два дисковода стоит до сих пор – DVD и CD), то проблем с дискетами ты до сих пор не испытываешь. Сейчас при виде дискеты в интернет-клубах просто кривятся, вертят носом и просят флешку или хотя бы диск. А через пару лет, думаю, вообще, не поймут, чего тебе надобно, старче, и что это у тебя в руках за предмет - как будто ты с магнитофонной бобиной пришел.

Образование устаревает за пять лет, и даже меньше. Во многих профессиях, особо переживающих стремительный прогресс, информация обновляется практически каждый месяц. Отец моей подруги, инженер мобильной связи, дома постоянно обложен профильными журналами – иначе никакой работы. Возникает и другая крайность в обращении с информацией – зачем, собственно, запоминать такое количество дат, имен, терминов и событий, если есть доступ в Сеть? Мало того, ситуация доводится до абсурда - обычные разговоры, предполагающие ненавязчивый обмен информацией о книгах, фильмах и прочих интересностях, часто сводится к предложению «погугли». Теперь так можно ответить на любой вопрос. И по сути быть «ходячей энциклопедией» - это значит просто иметь возможность блеснуть эрудицией в офлайне, не залезая в поисковик. Единственный выход как-то придать разговору самостоятельное содержание – говорить друг с другом друг о друге. Да и то не факт, что о вас ничего не сказано в Интернете…

Надо отдать должное, поисковики – еще и мощное оружие для преподавателей в борьбе против плагиата. Рефераты, которых в Сети тьма, приходится переписывать своими словами. Или надеяться на то, что не все преподаватели имеют доступ в Интернет (и такое случается, а жаль). Видимо, пора переходить на новые формы заданий. И если в Сети все равно ищут и качают безбожно – пусть в этом и заключается учеба. Пока ищешь и качаешь, тоже ведь чему-то учишься. Хотя бы качественному поиску информации, и то дело. А большего в ближайшее время и не нужно будет, скорее всего. Еще одна тема – сокращенные варианты длинных и скучных произведений литературы, читать которые полностью – это убивать время, а удовлетворительную оценку получить надо. Чего уж там, мы тоже баловались такими вещами – читать я люблю, но тогда на все просто не хватало времени, и приходилось отказываться от чего-то в пользу более важного. Теперь не только «краткие содержания предыдущих серий», но и подробные рецензии на любую книгу можно найти в Сети. И жаль, если, даже имея свободное время, детвора к книжке уже не потянется.

Не надо, конечно, забывать, что село находится вдалеке от новейших проявлений прогресса. Правда, в райцентре вроде Змиева можно уже увидеть на столбах объявления о подключении беспроводного Интернета по приемлемым ценам. Но до глухих сел этот бич цивилизации дойдет еще нескоро. И вряд ли власть будет способствовать информационной революции на селе: для стабильности гораздо продуктивнее будет заняться аграрной реформой, а допускать сельское население ко Всемирной сети – дело рискованное, народ может поначитаться всякой крамолы и, чего доброго, начнет бунтовать. А так периферия останется источником надежного управляемого электората, ну и еще местом для эскапистов – сбегать от цивилизации в деревни, навсегда или периодически, сейчас стало очень модно. Это как клуб, находящийся в подвальном помещении: спустился - и выпал из реальности, даже не выключая мобильный…

Прогресс потихоньку намекает нам и о ненадобности навыков самостоятельного ориентирования на местности. С появлением GPS-навигаторов человеческие особи с пространственным кретинизмом (вроде меня) получат больше шансов на выживание. Однако очевидцы утверждают, что радоваться рано: навигаторы – существа непредсказуемые и иногда теряют память и рассудок, потому могут завести обладателя не только сильно в объезд, но даже и в тупик. Так что бумажные карты отменять пока рано – в длительных походах, например, если навигатор помрет естественной смертью, все-таки нужно иметь какую-то подстраховку.

Вместе с тем, технологии во многих случаях уже позволяют не тратить время на долгие командировки, а работать, отдыхать и учиться дистанционно. В недавно вышедшем фильме «Мне бы в небо» эта тема раскрыта очень неплохо. Международные и даже межконтинентальные видеоконференции проводят специалисты всех сфер деятельности. Кто знает, возможно, исландский вулкан, вынудивший всех оставаться на своих местах – это какой-то знак нам всем: дескать, проведите себе Интернет и сидите, ребята, по домам, работайте, незачем загрязнять атмосферу и подвергать себя излишнему риску.

Вот только не спрашивайте, почему я до сих пор пишу это все в бумажной газете…

Виктория НАЙДЕНОВА, для «Пятницы»

Самый страшный зверь - это жаба, она задушила больше половины населения земного шара. Факт.