9.jpg

«Университет развивает все качества человека, в том числе глупость», - писал А. П. Чехов, конечно, не о каком-то отдельном вузе и конкретном человеке, а о высшем образовании вообще и о свойствах человеческой природы.

Подходящая к концу тестовая кампания и связанные с ней события наталкивают на мысль о том, что глупость начинает развиваться у многих намного раньше поступления в «университет», — уже со школьной скамьи.
СМИ сообщают о «кампании возмущения», которая «ширится» среди выпускников, сдававших тест по английскому языку. Эти кандидаты в студенты заявляют, что тестовые задания были слишком сложны, сдать их успешно могли бы разве что студенты второго-третьего курсов иняза. Как-то упускается из виду такой чрезвычайно важный для заинтересованных лиц и весьма важный факт: все возмущенные неудачно сдали вышеозначенный тест. (Сдавшим удачно, естественно, возмущаться незачем.)

Разумный человек понимает, что всякие рассуждения о сложности любого экзамена являются субъективными. Что для одного сложно, для другого смешно. С внешним независимым тестированием, которое проходит в Украине уже третий год, то же самое. Уже который раз разъяснялось публике важнейшее отличие такого рода тестов от классического устного экзамена: в первом случае результат зависит только от вас, во втором - не только (а часто и не столько) от вас, сколько от экзаменатора, экзаменационного билета, родительского кошелька.
Возьмем этот злосчастный тест по английскому языку. Выпускникам предлагаются разнотипные задания, взятые целиком и полностью из школьной программы. То есть освоивший школьный курс английского языка не должен испытывать трудностей, отвечая не вопросы и расставляя «птички», потому как все это «проходили» в школе. Более того, все получают одинаковые задания, никаких «билетов», которые могут быть «счастливыми» и не очень.

Далее, возмущение неудачников не имеет под собой самой элементарной логики еще вот почему. Одно из важнейших отличий тестовой системы оценивания знаний состоит в том, что эта система… не оценивает знания. Тесты показывают не уровень ваших знаний в абсолютном выражении, а то насколько лучше (хуже) вы знаете предмет относительно ваших конкурентов. Определяется, иными словами, место сдающего тест в общем списке кандидатов. Таким образом, говорить о «сложности» тестовых заданий (как и о простоте) просто некорректно. Если тест сложен, он сложен ДЛЯ ВСЕХ, если он слишком прост, он прост также ДЛЯ ВСЕХ. Жаловаться в таком случае не на кого. Только на самого себя.
Один такой несчастный возмущается на форуме: «Как же так?! Я в школе получал по английскому не ниже 10, занимался с репетиторами, а здесь (не тестах) смог правильно разрешить только 10 заданий… Не может такого быть!» Может, очень даже может. И именно по English. Давайте не будем рассказывать друг другу сказки о школьных оценках. Несколько лет назад один мой знакомый британец, узнав, что английский я изучал в школе в течение пяти лет, заявил: «Ну, тогда конечно, все ваши школьники знают английский в совершенстве». Мы-то знаем, что редкий выпускник ОБЫЧНОЙ советской школы об иностранных языках имел довольно смутное представление, несмотря на эти пять лет. Это никого не удивляло, не возмущало. Знание языка не считалось чем-то необходимым ОБЫЧНОМУ советскому гражданину. Даже наоборот, изучающий иностранный язык «для себя» вызывал определенное подозрение: зачем советскому человеку английский, немецкий или, тем более, шведский или японский, если он настоящий патриот? Вот и плодились в «педах» и, отчасти, в «инязах» учителя «иностранных языков», которые учили будущих учителей, которые, в свою очередь, научали новую партию строителей будущего…
Отсюда - смешные знания нынешних выпускников. И возмущающийся на форуме тем, что его школьные «десятки» по английскому конвертировались в десять ПРАВИЛЬНЫХ ответов, должен понимать - таков «курс». Возмущаться нужно было раньше, когда вместо интенсивных занятий на уроке, половина последнего тратилась на все, что угодно, кроме английского.

Традиция имитации образования никуда не делась. Есть, конечно, островки настоящего образования, где тот же English изучают не на уровне «гив ми э пенсил», а по-настоящему. Вот именно у этих юношей и девушек тест не вызывает никаких опасений. Именно эти умники и умницы должны учиться в вузе, чтобы потом учить, лечить, управлять страной.

Вячеслав Манукян, магистр права, для «Пятницы»

Вячеслав Манукян, магистр права, для «Пятницы»