12.jpg

Ирина Акимова, первый замглавы Администрации президента Украины

- Должно ли государство регулировать тарифы в ЖКХ?

- Если вы посмотрите программу экономических реформ, то там делается первый важный шаг к урегулированию тарифной политике, в том числе и в секторе ЖКХ. Вопрос регулирования переносится на центральный уровень. Создается то, что называется «независимый регулятор услуг ЖКХ». Подобные структуры у нас есть – например, НКРЭ на энергетическом рынке. Но в секторе ЖКХ их никогда не было. Чем должен заниматься этот орган? Во-первых, должен обеспечивать равный доступ как коммунальным предприятиям, так и частному бизнесу в сферу предоставления услуг ЖКХ. Чтобы не было такой ситуации, когда в других регионах мне говорили: частный бизнес хочет войти, а местные чиновники его не пускают, пользуясь соответствующими нормативными актами. Частный бизнес заинтересован снижать эти затраты, от этого зависит его прибыль. Второй момент – это формула расчета тарифов. Чем характеризуется сейчас расчет тарифов? Вот мы говорим: в этом регионе – такая-то стоимость подачи горячей воды. Что туда входит? Если посмотреть в структуру расчетов, то можно взяться за голову. Все - включая командировки по непонятному поводу, все это загоняется в тариф. Сюда же входят огромные потери, которые возникают во время порыва труб. Все это сваливается в тариф, и мы говорим: тариф не доходит до рыночно ориентированного. Вот этот рыночно ориентированный уровень определяет независимый регулятор. Этот тариф не будет максимальным, который покроет все и вся. Это некий средний уровень, есть специальные методики расчета, которые говорят: если вы до него доходите, вы не получите прибыли. Но если вы снижаете затраты, у вас будет прибыль. Вот этот стимул по снижению затрат можно ввести через независимого регулятора.

13.jpg

Михаил Добкин, губернатор

- Должно ли государство регулировать тарифы в ЖКХ?

- Я не поддерживаю идею создания единого регулятора тарифов на жилищно-коммунальные услуги. У каждого города, каждого региона есть свои особенности, и невозможно создать единую идеальную формулу, по которой можно было бы рассчитывать тарифы для всей страны. Если бы эта идея была реализована по-другому, то она имела бы право на жизнь. Например, если в нашей стране решат, что, к примеру, вода должна стоить для всех граждан одинаково, а государство возьмет на себя обязательство компенсировать коммунальным предприятиям затраты, которые не покрываются тарифом, установленным государством, то тогда я поддержу эту идею. На это потребуются миллиарды бюджетных денег, и никто никогда такой шаг не пойдет. Даже если государство сможет выделить на ЖКХ такой колоссальный объем средств, то они будут направлены на замену изношенных сетей, установку энергосберегающего оборудования и др.
Вообще же комитет по экономическим реформам не должен работать за закрытыми дверями, так как население должно знать, как проходит процесс реформирования той или иной сферы народного хозяйства. Иначе люди не будут понимать, что происходит, и любые изменения будут воспринимать негативно. Любые реформы - это, прежде всего, потрясение для общества, и сопротивление им оказывают как простые граждане, так и сама система, которую пытаются реформировать. Люди достаточно консервативны, и любые изменения им кажутся такими, которые могут внести какую-то дисгармонию в их жизнь. Поэтому необходима публичная дискуссия по поводу любых экономических преобразований. Люди должны знать, о чем дискутируют специалисты, предлагая тот или иной путь реформирования народного хозяйства.