3.jpg

На лужайке, расположившейся в нескольких метрах от станции Веринский завод, мирно пасутся куры, рядом чинно расхаживает петух. У камина сложены дрова, которые так и не пригодились на случай прохладных майских ночей.

Дежурный по станции Петр Передерий, чтобы отправить поезд, прокрутит ручку электрожезлового аппарата системы Трегера, локомотив подаст гудок, и после этого в округе снова воцарится тишина. А с наступлением сумерек Петр Семенович заварит на ночь крепкого чаю, зажжет свечи, проверит их наличие в фонарях. Все повторится точь­в­точь как вчера, как год назад, десять, тридцать…

…Петр Передерий был принят на работу товарным кассиром на тупиковую станцию Веринский завод в далеком 1945 году. С тех пор многое изменилось на станции, в стране, в мире, и только он да его супруга Зинаида Степановна, словно хранители станции на стыке двух столетий, теперь неизменно встречают рельсовый автобус, курсирующий здесь с июля прошлого года. За это время он успел уже стать для них обыденностью, как в молодые годы паровоз.

Тем, кто впервые приезжает на станцию, Петр Семенович может подробно рассказать, что свое начало она берет с ХХ столетия. В 1912­-м в плодородном и богатом крае известный сахарозаводчик Павел Харитоненко построил сахарный завод, а к нему от станции Амбары проложил железнодорожную ветку. По ней доставлял туда сырье и материалы, а обратно – готовую продукцию. Завод и построенная рядом станция получили имя его невестки – Веры. Многие десятилетия исправно работало предприятие, но в последние годы отгрузка продукции прекратилась, а вместе с ней и грузовая работа на станции. Вторую жизнь вдохнул в нее рельсовый автобус. А вскоре после его пуска строители взялись за здание станции, и начавшийся ремонт за каких­то полтора месяца воскресил ее первоначальный облик, который можно было увидеть только на пожелтевших страницах музейных архивов.
– Наша дирекция богата на станции, которые связаны с именами известных людей, – говорит начальник Сумской дирекции железнодорожных перевозок, заместитель начальника Южной дороги Елена Сытник. – Скажем, на станции Низы имеется исторический уголок, где пассажиры могут узнать о всемирно известном композиторе Петре Ильиче Чайковском, который часто приезжал в эти края. Сохранился также уникальный архитектурный стиль станций Рябушки, Лебединская, Амбары… Идея создать своеобразную станцию-­музей Веринский завод возникла во время осеннего комиссионного осмотра. Заручившись поддержкой начальника дороги Виктора Остапчука, мы приступили к работе. Но прежде довелось провести немало времени в архивах краеведческого музея, чтобы по крупицам собрать необходимую информацию. А когда были воссозданы все детали внутреннего интерьера и обстановки станции 1912 года, коллектив СМЭУ Сумы приступил к реализации замысла, а мы – к поиску раритетной мебели начала прошлого века. Нам повезло: на станции Гуты чудом сохранился стол дежурного по станции 1906 года, в частных коллекциях отыскали конторские стулья. Нашли и деревянную коробку для башмаков. С точностью до дюйма заказали пошив штор. Причем с такой же цветовой гаммой и дизайном. Остальные предметы интерьера воссоздавали по чертежам из архивов, переводя дюймы и сажени в метры и сантиметры.

– Всякая большая реконструкция, как известно, начинается с кровли, – продолжает начальник СМЭУ Сумы Алексей Тимченко. – Затем приступили к внутренней перепланировке. В результате на станции появились два зала ожидания, которые разделяет арочный проем. На месте старой голландской печки появился классический камин, облицованный мраморной плиткой. Изготовили по старинным чертежам конторку для книги жалоб и предложений, шесть деревянных и два мягких дивана. Оборудовали деревянным крыльцом с навесом отдельный выход, ведущий прямо на платформу, на которой уложили тротуарную плитку. Чуть поодаль соорудили тенистую беседку, придав ей стиль классического ампира. После этого перешли к обустройству помещения дежурного по станции. Отреставрировали всю старую мебель, включая стол, шкаф для фонарей, деревянную коробку для башмаков, стулья, а люстру сменили на электрические светильники в форме свеч. Последним штрихом стал станционный колокол, который отлили согласно описаниям тех лет.
– А зайдите в станционный зал ожидания, – дополняет рассказ начальник отдела кадров Сумской дирекции Сергей Куценко. – Здесь создан исторический уголок, где собраны документы, повествующие о семье и жизнедеятельности сахарозаводчика Харитоненко.
С окончанием реконструкции местного сахзавода начальник станции Светлана Пушкарь возлагает надежды на возобновление грузовой работы, поскольку новое руководство предприятия намерено увеличить объемы переработки сладкого корня. А значит одновременно с приближающимся столетием станции, помимо приятных хлопот, сюда, как в былые времена, вернутся и напряженные рабочие будни.

Валентин БЕРДУТА, для «Пятницы»