9.jpg

Пятница» открыла свой телевизионный проект. Он выходит под тем же названием на канале А/ТВК. Каждую пятницу, в шесть вечера. В ней мы пытаемся популярно объяснить непопулярное. А для тех, кто не успел к эфиру или хотел бы «остановить мгновение», зафиксировать чью-то удачную мысль, расшифровки программы – на газетной полосе.

Ведущие: Наталья Курдюкова, Игорь Поддубный.
Тема 1. Чехи против «Евро-2012» в Украине.
В гостях: Юрий Чумак – председатель центра правовых исследований «Дума», Олег Колесник – председатель харьковского автоклуба.

Наталья Курдюкова: На сайте авторитетного чешского издания «Млада Фронта Днес» (MF DNES) было опубликовано письмо от супружеской пары, которая призывает европейцев бойкотировать «Евро-2012» в Украине.
В начале августа Игорь Бухалев с женой Моникой и двумя сыновьями – младшему четыре года и он болен тяжелым врожденным заболеванием – приехали в Украину на своем автомобиле. Автомобиль был куплен в браке, но оформлен на имя жены, которая не умеет водить и не имеет водительских прав. Поэтому за рулем находился Игорь. Украинская таможня пропустила пару без слов. Однако незадолго до возвращения домой Игорь имел несчастье поехать в магазин в одиночестве. И был остановлен «Беркутом».
Далее последовало обвинение в нарушении таможенных правил и эвакуация автомобиля на штрафплощадку, а дело передано в суд. 10 сентября суд признал супругов виновными и обязал выплатить штраф. Представителей ответчика в зал суда не пустили.

Игорь Поддубный: Не слишком ли жестко?

Олег Колесник: Человек реально нарушил букву закона, но сделал это по незнанию. И мера наказания просто неадекватна. Мы предполагаем, что таким образом наши доблестные органы решили замаскировать собственные неправомерные действия. На каком основании сотрудники спецподразделения остановили машину? В деле не фигурируют никакие нарушения правил дорожного движения. Скорее всего, их привлек иностранный номер.

Юрий Чумак: Ситуация буквально повторяет ту, с которой я столкнулся год назад. Только там фигурировали граждане России. Думаю, «Беркут» выбирал эти машины, уже имея информацию с таможни. Милиция, таможня и прочие структуры, призванные предотвращать всевозможные неприятности, на самом деле в этом не заинтересованы. Им выгоднее дождаться правонарушения и оштрафовать.

И. П.: Успеют ли наши законодатели за оставшиеся два года подготовить законодательную базу, чтобы не краснеть перед иностранными гостями?

Ю. Ч.: Такие мелочи могут серьезно испортить наш имидж. Столкнувшись с ними, иностранцы могут сказать друзьям и коллегам: «Не нужно туда ехать. Это не Европа. Это Африка». Это один момент. Другой состоит в том, что нормы, касающиеся административных нарушений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства, у нас не соответствуют не только мировому праву, но и нашей собственной конституции. Например, по конституции, граждане иностранных государств, пребывающие на территории Украины, обладают всем правами украинцев за исключением политических. На деле же у них гораздо меньше прав. Другая статья гласит, что за одно и то же нарушение человек не может привлекаться сразу к нескольким видам ответственности. Но иностранца, выпивающего, скажем, пиво в парке, могут не только оштрафовать, но даже выдворить из страны.

О. К.: Обсуждаемого прецедента не было бы, знай таможенники о том, что Украина ратифицировала европейскую декларацию о совместно нажитом в браке имуществе. А суд поступил совсем интересно. По моим данным, штраф составил 1700, причем с каждого супруга, то есть вместе – 3400. При этом и таможня, и «Беркут», и судьи видели, что эта семья не несет никакой потенциальной угрозы нашему обществу, наоборот, нуждается в доброжелательном внимании и содействии (маленький ребенок с ДЦП).

И. П.: Могло ли такое произойти в Украине с украинцем?

О. К.: Это редкость. Наши люди в большинстве своем привыкли «решать проблемы», не доводя их до суда.

Ю. Ч.: Законы составлены таким образом, что предоставляют широкое поле для разночтений, а исход дела зачастую зависит от субъективного отношения тех, от кого он зависит. Иностранцы к такому не привыкли и вряд ли захотят привыкать.

Тема 2. Госкомзем наконец высказался о дороге через парк Горького.
Гости: Лада Кримерман – адвокат, Олег Вяткин – представитель экогруппы «Печенеги».

Наталья Курдюкова: Дорога через лес в центре города уже построена. Страсти улеглись. Но в начале прошлой недели тема всплыла откуда не ждали.
Пока харьковские экологи вместе с самыми активными горожанами воевали за парк Горького в прямом смысле слова, их киевские коллеги - Национальный экологический центр Украины - организовали бумажную поддержку. В результате получили заключение Госкомзема, в котором четко сказано: харьковские депутаты выделили землю в парке с многочисленными нарушениями законодательства. И хотя ответ поступил уже после завершения строительства магистрали, экологи не склонны считать его запоздавшим. Ведь выводы Госкомзема позволяют обратиться в прокуратуру и предотвратить строительство в парке отеля и апартаментов.

Игорь Поддубный: Первый вопрос на поверхности : что дальше?

Лада Кримерман: К сожалению, я не разделяю оптимизма средств массовой информации. Письму Госкомзема придается гораздо больше значения, чем оно того заслуживает. Законность выделения земли может определить только суд. Госкомзем здесь превысил свои полномочия. Конечно, сам факт письма – это знак. Это мнение государственной организации. Но ни в коем случае не последняя инстанция.

Олег Вяткин: Такое значение этому письму придается именно потому, что это первый официальный ответ по этому делу. Первый содержательный ответ. До сих пор мы получали только отписки.

И. П.: Можно ли теперь дорогу назвать самостроем?

О. В.: Не совсем так. В письме указано, что все необходимые для строительства документы были получены, но решение должно было вступить в силу только после выполнения застройщиками и заказчиками определенных обязательств. Обязательства выполнены не были, значит, и проект дороги утвержден быть не может.

Л. К.: К сожалению, я не видела документов, на которые ссылается Госкомзем, а потому оценить, верно содержание его письма или нет, не могу.

И. П.: Вопрос к Олегу. Чего вы добиваетесь теперь?

О. В.: Главная задача, чтобы вторая часть решения, касающаяся строительства гостиницы и коттеджей, не была выполнена. Конечно, с уже построенной дорогой никак не поборешься. Но можно сделать ее, скажем, прогулочной трассой – для пешеходов и велосипедистов.

Наталья Курдюкова: Не так давно на одном из российских каналов был показан новостной сюжет, имеющий косвенное отношение к харьковским реалиям.
В Германии в центре общественного обсуждения оказался проект нового автобана. Автобан "А44" решили построить сразу после объединения Германии. Магистраль должна связать западный Гессен с восточногерманской Тюрингией. В этом году дело дошло до утверждения проекта. Но на пути интеграции земель встали гребенчатые тритоны.
Очистные сооружения недалеко от Касселя давно заброшены. Их облюбовали занесённые в Красную книгу земноводные. Инженерам предстояло спроектировать дорогу, учитывая интересы тритонов.
"По первоначальному проекту через автобан предполагалось построить мост, по которому тритоны весной переходили бы к прудам, а осенью - в лес на зимовку. По немецкому законодательству этого было бы достаточно. Мы бы возместили вред, нанесённый тритонам", - говорит Ральф Штруйф, руководитель проекта автобана.
Но общеевропейские законы выше национальных. В соответствии с ними специального моста для земноводных недостаточно. Архитекторам пришлось полностью переделать проект.

О. В.: Для нас такое – чистая утопия. Но на фоне постоянных заявлений политиков о стремлении в Европу хочется отметить одну фразу: общеевропейские законы там важнее национальных. А наша страна не выполняет положения даже ратифицированных европейских документов.

Тема 3. Пожар на Сумской, 11.
Гость: Ефим Ильич Голянд – известный харьковский адвокат, погорелец.

Наталья Курдюкова: Пожары в городе случаются едва ли не каждый день. Но этот вызвал немалый резонанс в обществе.

Пожар в доме на Сумской,11 тушили больше 12 часов. Когда прибыли эмчеэсники, пылали уже 4 этажа и крыша здания. Спасатели старались не пустить огонь на соседний жилой дом и торговый центр. Оперативной работе препятствовала плохая видимость и высокая температура в помещении. К тушению огня привлекли 24 спецмашины и 100 спасателей. В областном МЧС говорят: окончательная причина возгорания пока неизвестна. Установлено только место возникновения огня. Это кафе «Занзибар». Но в самом «Занзибаре» уверяют, что слышали от пожарных совсем другую версию: очаг был в вентиляционной шахте.

Игорь Поддубный: У нас в студии человек, которого мы пригласили скорее не отвечать на вопросы, а задавать их. Ефим Ильич, скажите, не было ли для вас лично у пожара какой-то предыстории?

Ефим Голянд: Весть о пожаре застала меня дома. Поэтому, как это произошло, я не знаю. Некоторые обстоятельства и правда заставляют об этом задуматься. 3 сентября в дом, соседний с моим (Елизарова, 58), влетела фура. За день или два до пожара одного адвоката сотрудники милиции посадили в машину и отвезли в райотдел. Ко мне приехала съемочная группа АТН – а я являюсь председателем харьковской областной квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры – и попросила прокомментировать ситуацию. Я прокомментировал так, как понимаю ситуацию вообще. Дело в том, что адвокатура – это, так сказать, особый класс, который Конституция защищает особо, не так, как других граждан. Если возбудить уголовное дело в отношении любого другого гражданина может следователь милиции, прокуратуры, СБУ, то возбудить уголовное дело против адвоката можно только на уровне не ниже прокурора области. И это правильно. Потому что в силу специфики работы адвокатов нужно защищать от произвола властей. И я тоже выступил в защиту адвоката. Тогда мне позвонил один высокопоставленный городской чиновник и в недопустимой манере высказал возмущение моим выступлением. Затем мне пришлось объясняться с коллегами по Харьковской адвокатской коллегии: почему я говорил от имени всей коллегии. Я сказал: сегодня так поступили с кем-то, а завтра – с вами. Но я категорически отказываюсь верить в связь между этими событиями: спалить целое здание, чтоб отомстить одному мне?! Надо быть безумцем. У меня есть две версии: нарушение техники безопасности и поджог, но не из-за меня. Здание находится в самом центре города. Если привести его в негодность, можно разрушить и построить на его месте другое – гостиницу, офисный центр и так далее. Но что было на самом деле, мы сможем узнать только после всех экспертиз.

И. П.: Можно ли разбирать завалы и вести вообще какие-либо работы до окончания этих экспертиз?

Е. Г.: Начальник управления МЧС Дзержинского района сказал мне, что все, что нужно для проведения экспертиз, они оттуда взяли и передали в Дзержинский РОВД. Если сгоревшее здание никому не угрожает, то разбор завалов можно отложить до окончания всех следственных действий. Если угрожает, то, конечно, надо разбирать.

И. П.: Эта тема вызывает особый интерес еще и потому, что с популярных в городе интернет-площадок удалены все ветки, на которых обсуждалось данное происшествие.

Е. Г.: Я надеюсь, что следствие будет проведено по всем правилам и объективно. Пострадало очень много людей, ущерб колоссальный. Имея 44-летний опыт адвоката, я смогу быстро понять, как и куда идет следствие. Пока претензий к нему у меня нет. А дальше – посмотрим.

Н. К.: К этой теме мы еще вернемся. Разумеется, если найдутся смельчаки обсуждать ее в эфире. Честно говоря, после просмотра сегодняшних сюжетов становится не по себе. Возникает ощущение, что мы возвращаемся куда-то, где уже были, но где надеялись больше не оказываться.

И. П.: Хотелось бы, чтобы дороги строили там, где они нужны, деревья росли там, где их посадили, чтобы нигде ничего не горело, а Европе нравились наши законы, и она бы с радостью к нам приезжала. Вся. Это фантастика? Да, это фантастика.

- Слышали, для малоимущих ввели новые льготы?
- Что вы говорите! И какие же?
- Теперь им разрешается стоять под стрелой, прислоняться к автоматически открывающимся дверям и переходить улицу на красный свет.