5_______.jpgЗаседание общественного Совета МВД с участием министра Могилева вызвало ажиотажный интерес прессы. Еще бы: было анонсировано, что лично министр растолкует встревоженной общественности нюансы введения нового образца водительских удостоверений.

Если коротко, устами Анатолия Могилева общественности сообщили следующее: старые удостоверения водителя остаются в силе – на территории Украины. Они выдавались бессрочно, а поскольку закон обратной силы не имеет, то и далее их обладатели могут пользовать их до гробовой доски. А вот что касается возможности выезда за кордон, тут министр огорчил: с 29 марта текущего года якобы водители-владельцы удостоверений старого образца такой возможности лишатся. Ведь Конвенция предусматривает обязательное указание срока окончания действия удостоверения.
И далее: такой срок установлен в Украине – 10 лет. Все, кто будет получать новые удостоверения и обменивать старые, вынуждены будут менять их через 10 лет. Процедура не предполагает пересдачи экзамена: приносишь справку о прохождении медкомиссии, платишь 200 гривен за выпуск удостоверения на «пластике» и катайся десять последующих лет.
И вот тут начинаются вопросы. Во-первых, почему десять лет, ведь о конкретном сроке нигде в конвенции речь не идет. Нам заявляют: срок установлен по аналогии с большинством европейских стран. И далее: почему стоимость пластиковой карточки – 200 гривен? Могилев умывает руки: выпуском удостоверений занимается коммерческая структура, она устанавливает цену, МВД не зарабатывает на этом ни копейки. Почему право выпуска удостоверений отдано на откуп коммерсантам? Министр парирует: не при мне она появилась. Это верно: скандально известная компания ЕДАПС не первый год паразитирует на государственном теле Украины и, невзирая на многочисленные попытки отодвинуть ее от сытного корыта, компания продолжает монопольно грести деньгу за разнообразную голографическую продукцию. И, невзирая на смены руководства страны и МВД, ЕДАПС,  который связывают с экс-замминистром МВД Василием Грицаком, остается монополистом. И, заметим, хоть появился он не при Могилеве, но последний очень сомнительный тендер выиграл именно при нем…
Теперь давайте подсчитаем чужие деньги. Признаемся: мы не знаем статистики по выдаче водительских удостоверений. Зато известно, что в настоящий момент в стране около 8 млн водителей. Ежегодно их число растет на десятки, если не на сотни тысяч. К тому же,  каждые десять лет им придется получать новое удостоверение. Таким образом, ЕДАПС получает дополнительный стабильный способ заработка. Причем, при заявленной стоимости в 200 гривен кусок произведенного компанией «пластика» стоит в лучшем случае 20 гривен. Прибыль – 1000%! Если скромно допустить, что благодаря введению нового образца удостоверений, придется  выпускать 50 тысяч удостоверений в год, ежегодная прибавка к прибыли ЕДАСПа составит порядка 10 млн гривен! Заметим – из нашего кармана.
Стоит заметить, что на официальном сайте МВД в отчете о состоявшемся заседании Общественного совета приводятся не совсем те слова Могилева, что он говорил вчера. Министр четко утверждал: со старыми образцами удостоверения с 26 марта 2011 года за границу не выедешь. Однако,  ч .1 ст. 43 Конвенции гласит: "Договаривающиеся стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу ( с 26.03.11 г.) Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия."
Итак, у тех удостоверений, которые уже выданы, срок действия не ограничен. Поэтому все водительские удостоверения, выданные до 26 марта, бессрочно имеют законную силу на территории других государств. Точка.
Но Могилев уверенно заявлял, что с 26 марта со старыми правами в Россию и Беларусь точно не заехать. Поначалу, я не мог понять, почему Могилев акцентирует внимание именно на братьях-славянах. Источники в службе ГАИ пояснили: уже сегодня, до наступления «часа Х», у украинских водителей возникали проблемы с гаишниками сопредельных государств. Российские и белорусские гайцы пытались прессовать украинских водителей под предлогом того, что уже необходимо иметь новые международные образцы удостоверений. Понятно, что это всего лишь попытка служивых содрать от несведущего водителя копейку. Однако можно предположить, что после 26 марта этот процесс «развода» водителей на территории СНГ приобретет угрожающие масштабы. Тут уж каждый должен сам решать: либо идти за новым удостоверением, дабы обречь себя на эту процедуру с периодичностью раз в десять лет, либо запастись двумя экземплярами текста Конвенции: на русском – для СНГ и на английском – для Европы. Однако необходимость знания первоисточника не отменяется: ни для рядового водителя, ни для министра, ни для членов Общественного совета МВД.

Олег Ельцов, для «Пятницы»

В Одессе после увольнения гаишника, неуважительно отозвавшегося о государственном языке, из продажи на всякий случай изъяли телячий язык.