3_____________.jpgКонстантин Прокопьев, начальник Главного юридического управления ХОГА
- Информация станет доступней?
- С 10 мая вступают в силу изменения в закон «Об информации», а также «О доступе к публичной информации», которые значительно увеличивают ответственность чиновников за несвоевременно предоставленную информацию и расширяют возможности граждан. Сроки рассмотрения запросов ограничены: от 48 часов до 5 суток с возможностью продления до 20 суток при необходимости. За нарушение права на информацию (неправомочный отказ в ее предоставлении, предоставление неправдивой или неполной информации) предполагается штраф от 25 до 50 необлагаемых налогом минимумов. Запрос же можно подавать как в письменной форме, так и по телефону. По поручению председателя облгосадминистрации Михаила Добкина принимаются все меры для создания соответствующих условий. Руководителей структурных подразделений обяжут установить орган или отдельного человека, который будет отвечать за рассмотрение информационных запросов, и мы сможем в установленные законом сроки предоставлять полную информацию тем, кто ее запрашивает. К 10 мая мы урегулируем все вопросы, касающиеся изменений в законы об информации. Много вопросов в отношении механизма предоставления информации, ее объема, учета. Также нет ответственности граждан за использование полученной информации, остается только надеяться, что они будут использовать эту информацию исключительно для защиты своих интересов. Я думаю, практика покажет, что необходимо исправить, и все вопросы будут дополнительно урегулированы.

Евгений Захаров,  сопредседатель Харьковской правозащитной группы
- Информация станет доступней?
- Чтобы закон "О доступе к публичной информации" заработал, нужно на общегосударственном уровне составить перечень сведений, которые будут помечаться грифом "для служебного пользования". Дело в том, что закон "О доступе к публичной информации" этого не определяет. Харьковская правозащитная группа давно пытается разобраться в принципах, по которым госструктуры относят информацию к служебной. Для этого всем госструктурам были разосланы запросы. Выяснилось, что принципы отнесения информации к служебной у всех разные. Например, в администрации одной из областей – 25 категорий служебной документации, в другой – 225. Могут быть засекречены даже адреса аптек. А сам Кабмин на запрос, почему та или иная информация находится под грифом "для служебного пользования", пишет, что в ответе будет использована информация под грифом "для служебного пользования", поэтому ответа не будет. Также в законе не указано, что информация может распространяться и за границы государства (как в Европе), а также то, что не предусмотрена защита источников информации в госорганах (так называемых "свистунов"). Поэтому закон "О доступе к публичной информации" требует доработки. При этом у закона есть положительные стороны. Раньше сферу публичной информации регламентировала инструкция №1 893 от 28 октября 1998 г., по которой существовало несколько грифов для информации, а закон предусматривает только один – «для служебного пользования».