den5747.jpgПока законодательные инициативы в сфере дорожного движения не приводят к ошеломляющим результатам, остается надеяться на человеческий фактор. Харьковские студенты решили ударить автопробегом по неграмотности населения и провели в нескольких городах ликбезы по правилам поведения на дороге. Вернувшись в Харьков, участники рассказали о впечатлениях и поразмышляли о том, каким образом Украина может сдвинуться с 5-го места по смертности в ДТП, на котором она сейчас находится.

Как рассказывает преподаватель ХНАДУ и координатор проекта Елена Токмиленко, 12-19 апреля этого года прошел автопробег Харьковского национального автомобильно-дорожного университета «Безопасность украинского будущего. Молодежь за безопасность дорожного движения». Пробег проводится уже в третий раз. В этом году студенты на собственных автомобилях проехали по маршруту  Харьков – Запорожье - Днепрорудный – Новая Каховка – Херсон – Николаев – Никополь – Марганец – Днепропетровск – Харьков. В каждом городе проводились круглые столы со школьниками, а также встречи с молодыми водителями автошколы. Студенты пытались донести до людей важность проблемы безопасности дорожного движения, рассказать о дорожно-транспортном травматизме, об экологической ситуации, связанной с транспортом. Основная цель – сформировать новое сознание, понимание того, что нужно беречь свою жизнь и жизнь окружающих. В Николаеве участники провели уличную акцию, встречались с жителями города, с молодыми родителями, рассказывали о том, как обезопасить своих детей. В Марганце посетили место ДТП, произошедшего в прошлом году на железнодорожном переезде.
Участница проекта Юлия Полищук замечает: «К сожалению, в Украине нет государственной программы по безопасности дорожного движения. Если привести примеры зарубежных стран, то одним из примеров безопасности дорожного движения является Швеция. И допустим, в Швеции один из радикальнейших методов – это скорость движения автомобилей в городе. Она там не превышает 30 километров в час. Это именно та скорость, при которой в результате ДТП, если пешеход сталкивается с автомобилем, у человека есть шансы выжить. Если скорость больше, то шансы снижаются в разы. Также обязательное использование шлемов при езде на велосипеде. И те же самые ремни безопасности. В Швеции использование ремней безопасности равняется 100% - ну, может быть, 99%, за исключением туристов. И все автомобили, которые выпускаются в Европе, оснащены системой напоминания о ремнях безопасности. Это раздражающие сигналы, которые говорят вам: пристегнитесь, пристегнитесь…»
Кроме этого, отмечают участники, в нашей стране не хватает достаточной инфраструктуры безопасности. В маленьких населенных пунктах во время пробега участники замечали, что отсутствуют, например, знаки пешеходного перехода, есть только разметка, которая быстро стирается, и пешеход даже при желании не может найти место, где он перейдет дорогу, не нарушая правил. Водители в таких случаях признаются, что останавливаются на переходе «по памяти».
Вместе с тем, как говорят исследования, если обеспечить инфраструктуру и законодательную базу, но не провести образовательную работу среди населения, не привить культуру поведения на дороге, результата не будет. И наоборот – даже при хорошем уровне культуры ничего не получится изменить, если хромает законодательство и инфраструктура безопасности движения.
Вместе с тем, есть и другие данные: рост количества ДТП напрямую зависит от качества дорог. Согласно статистике, аварий меньше весной, когда дороги разбиты после зимы, и больше - с началом ремонта дорожного покрытия. Свой вклад в образовательную часть студенты и преподаватели ХНАДУ уже делают, с остальными сферами сложнее. Взаимодействием с государством можно считать проведение конференции о безопасности дорожного движения, которая в ближайшее время пройдет на базе университета, а также совместное дежурство студентов с сотрудниками ГАИ. А что касается инфраструктуры, то во многом мешает бюрократия – даже такая, казалось бы, мелочь, как установка дорожного знака в необходимом месте, на практике оказывается довольно сложной процедурой, с которой одному человеку не справиться.
Экологическая часть лекций, которые проводили участники, была посвящена популяризации велосипедного движения. Безопасность дорожного движения заключается не только в снижении количества ДТП, но и в уменьшении выбросов в атмосферу. Велосипед наиболее экологичный транспорт, он удобен в условиях тотальных пробок, а кроме того - положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат. До этого уже дошли умом в европейских странах, есть надежда, что и мозги украинцев будут эволюционировать в этом направлении. Хотя, объективности ради, велосипед - это и одно из самых небезопасных средств передвижения: согласно статистике, пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты – самые уязвимые категории, с ними происходит около 50% несчастных случаев.
Как вспоминает участник пробега эколог Роман Червяк, во время встреч с жителями городов поначалу их слушали неохотно и безразлично, а потом не хотели отпускать и требовали продолжить интересные лекции. На встречах с местными жителями бывали ситуации, когда слушатели задавали вопросы и высказывали претензии своим же гаишникам, присутствовавшим на мероприятии – очевидно, раньше повода встретиться и обсудить проблемы у них не было…
Участники пробега могут помочь и юридической консультацией. Например, в одном из пунктов маршрута они составили для жительницы алгоритм действий при общении с местными властями. Уже несколько лет она боялась отдать ребенка в лучшую школу из-за того, что по пути к ней опасно переходить дорогу, и не знала, как заставить чиновников решить проблему с пешеходным переходом - установить ограждение, знак, разметку, «лежачего полицейского».
Студенты отмечают, что участие в проекте вызывает чувство ответственности: если раньше ты иногда нарушал правила (тем более, что есть такие участки, где не сделать этого невозможно), то теперь ведешь себя гораздо аккуратнее, зная, что именно ты рассказываешь людям, что нужно пристегиваться и не ездить на красный. Участники уверены, что изменить менталитет вполне реально: постепенно в сознании людей будет утверждаться понимание того, что гонять на бешеной скорости, рискуя своей и чужой жизнью – это не круто и не модно. Точно так же, как раньше было модным курение, а теперь – здоровый образ жизни.

Виктория Найденова, для «Пятницы»

В тему:
Добрая половина гаишников берёт взятки, а злая половина ещё и отбирает права.