13.jpgВ условиях, когда качественный асфальт в Харькове появляется только в коммерчески выгодных местах, а многие водители «права купили, а ездить не купили», особо мнительным лучше вообще не выходить из дому. Александр Ситенко, президент общественной организации «Общество участников движения», рассказал о проблемах безопасности на дорогах, особенностях развития велодвижения в Харькове и о способах, которые могут приблизить водителей и пешеходов к европейской культуре поведения.

Александр Ситенко рассуждает о значении проблемы гибели людей на дорогах: «Автомобильно-транспортная травма – это очень серьезная вещь. Это не только переломы костей, это тот психологический стресс, который потом очень долго не проходит. Потому это проблема должна стать предметом заботы всего общества». ООН объявила о начале десятилетия безопасности дорожного движения, 11 мая эта программа стартовала во всем мире, и Украина также присоединилась к ней. Александр Ситенко считает эту программу ценной прежде всего потому, что она несет в себе мировую методологическую базу, и мы для решения этой проблемы сможем использовать опыт, накопленный по всему миру. И наработки уже есть. Накануне в Харькове завершилась ежегодная международная конференция «Безопасность и комфорт дорожного движения». В самом  названии подразумевается, что без комфорта не может быть безопасности. А относительно детей – еще важна и культура движения, общепринятые на дороге нормы, связанные с нерискованным поведением, которое, по мнению эксперта, не только защищает на дороге, но и развивает человека. Побывав во многих странах Европы, Александр Ситенко отмечает, что этому вопросу уделяется в семьях особое внимание. Мать, отправляя ребенка в школу, первым делом посмотрит, есть ли на нем фликер – светоотражающий значок, который помогает водителю в темное время суток вовремя увидеть ребенка на дороге и не допустить автокатастрофы, а в детях тем временем воспитывает чувство ответственности. Цена фликера в Украине приблизительно 0,3 евро. Общественная организация Александра Ситенко еще несколько  лет назад взялась их бесплатно распространять в школах Харькова, и даже планировалось создать здесь свое производство. Но до сих пор приходится закупать эти значки за границей. В программе безопасности дорожного движения даже были предусмотрены 50 000 на создание производства в Харькове. Этих денег явно было недостаточно, хотя общественников больше волновало создание системы распространения фликеров. Но в итоге даже обещанных средств не выделили.

 

За 4 года существования общественной организации вокруг нее объединилась вся научная элита Харькова, имеющая отношение к безопасности движения и ведущие учреждения медицины катастроф. Но многие замечательные планы, разработанные в ходе тематических конференций и встреч, так и остаются планами. В программе безопасности дорожного движения, разработанной общественниками и экспертами, 10 пунктов посвящены детям. Но после разработки прошло всего одно заседание областной комиссии по безопасности дорожного движения, членом которой является и Александр Ситенко, и по его словам, программа есть, но никто не контролирует процесс ее выполнения. Исключение представляет только работа ГАИ, которое функционирует независимо от этой программы, но остальные позиции желательно было бы контролировать.

 

Если говорить о причинах нерадостного положения нашей страны в сфере безопасности на дорогах, то на смертность и количество ДТП, по словам эксперта, влияют несколько вещей, и влияют в такой степени: 60% - все, что связано с человеческим фактором, 30% - техническое состояние дорог и транспорта, 10% - работа ГАИ и медицины катастроф. Культуру поведения на дорогах нужно воспитывать в семье, но тут могут помочь и СМИ. Александр Ситенко, являясь лектором ЮНЕСКО и читая лекции по биомеханике в странах Европы, заметил, что по европейским телеканалам регулярно транслируют программы и ролики, связанные с воспитанием культуры поведения на дорогах. Из ближайших соседей пример стоит брать, по мнению эксперта, с Беларуси и Прибалтики, где на дорогах идеальный порядок. В Беларуси, к примеру, не встретишь ребенка без фликера, и штраф для родителей за отсутствие этого защитного значка составляет 10 долларов. А наших людей в ближнем и дальнем зарубежье пока что можно узнать по нескольких признакам, но в наибольшей степени – по бесшабашному поведению на дороге.

 

Казалось бы страна одна, но даже в разных городах Украины отношение к дорожным знакам и правилам иногда отличается. Александр Ситенко связывает это с политикой местного руководства. По его словам, если народ везде одинаковый, то неодинаковы, наверно, руководители – одни решают менять ситуацию и заражают этим энтузиазмом всех чиновников, гаишников, общественников и рядовых граждан. А в других областях и не шевелятся. Впрочем, в нашем городе во многом удается поправить ситуацию исключительно силами харьковчан. Например, в рамках программы «Народный аудит безопасности и комфорта дорожного движения» общественная организация «Общество участников движения» в прошлом году добилась смены или снятия 65 дорожных знаков, которые были признаны неправильными или необоснованными. Это стало возможно благодаря письмам читателей в газету общественной организации, где очевидцами были изложены проблемы в разных местах города, которые общественники переадресовывали ответственным за это инстанциям.

 

Во многом влияет на общую культуру поведения на дороге и велосипедное движение. Чем больше велосипедистов, тем бережнее ведут себя оставшиеся автомобилисты, а однажды оказавшись в меньшинстве, и вовсе становятся тихими и незаметными. Подобную тенденцию наблюдаю на улицах Харькова, катаясь по тротуарам и внутрикварталкам всю сознательную жизнь, а 5 лет назад выехав на велосипеде, так сказать, на «большую дорогу». При этом велодни, становящиеся все менее уютными и камерными, ничего особенно к улучшению ситуации не добавляют, скорее играет роль ежедневное увеличение велосипедов на улицах.. Естественная эволюция имеет место быть и протекает параллельно с переворотом сознания относительно бросания мусора мимо урны и выдергивания цветов из городских клумб. Сезона три назад перестали внаглую подрезать и сигналить вслед без надобности, просто ради поиздеваться или позаигрывать – уж не знаю. Сезона два назад на дороги стали смелее выезжать девчонки, даже без сурового мужского сопровождения. Стало возможным ехать, не прижавшись к обочине так, что правая педаль чиркает по бордюру. Личные впечатления удается дополнить мнением эксперта: как считает президент «Общества участников движения», велодорожки и прочие декларации мало помогут, целесообразнее организовывать микрорайоны так, чтобы вся инфраструктура (магазины, аптеки, места развлечений) была под рукой, в «в велосипедной досягаемости». А в целом эксперт возлагает надежды на «Евро-2012»: в Харьков приедут водители и пешеходы с европейскими представлениями и поневоле «научат нас хорошему».

 

Виктория Найденова, для «Пятницы»